География угольной промышленности

Информация » География угольной промышленности

Угольная промышленность – важное звено ТЭК. Три четверти угля используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а так же как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности (коксующиеся угли). Районообразующая роль топлива сказывается тем сильнее, чем крупнее масштабы и выше технико-экономические показатели ресурсов. Массовое и дешевое топливо притягивает к себе топливоемкие производства, определяя в известной мере направление специализации района. Доля России в разведанных мировых запасах угля составляет 12%, а прогнозные запасы оцениваются в 30%. В мировой добыче угля на нее приходится 14%.

Роль того или иного угольного бассейна в территориальном разделении труда зависит от количества и качества ресурсов, степени их подготовленности для промышленной эксплуатации, размеров добычи, особенностей транспортно-географического положения и др. По совокупности этих условий выделяются основные межрайонные угольные базы — Донецкий, Кузнецкий, Карагандинский и Печорский бассейны. В то же время перспективными основными угольными базами становятся Канско-Ачинский и Экибастузский бассейны. Почти 50% балансовых запасов шахт России являются некондиционными по качеству угля, мощности, условиям залегания, газо - и выбросоопасности пластов (Подмосковный, Кизеловский и Восточно-Донецкий бассейны, Сахалин, ряд районов Кузбасса). Только 43.5% промышленных запасов углей в России соответствуют мировым стандартам.

Территориальное размещение угольных предприятий жестко обусловлено местоположением запасов. Значительная их часть залегает в промышленно неразвитых азиатских регионах с суровыми природными условиями, что предопределяет повышенный уровень производственных, социальных и транспортных затрат. К счастью, Россия обладает избыточным количеством угольных запасов, и есть возможность выбора. Однако решения по размещению новых угольных предприятий зависят от величины затрат на транспортировку продукции до потребителей, а железнодорожные тарифы изменяются МПС непредсказуемым образом. Запасы угля, пригодные для добычи, удалены от основных потребителей как внутри России, так и за рубежом. Наиболее рентабельные месторождения (Кузнецкое и Канско-Ачинское) находятся на расстоянии более 3 тыс. км от ближайших портов. В настоящее время в порту Усть-Луга в Финском заливе строится угольный терминал для экспорта 8 млн. т обогащенного коксующегося угля, в основном воркутинского и кузбасского.

Перевозки угля по железной дороге становятся все дороже. Так, затраты на перевозку 1 т кузбасского угля в Москву составляют 178 тыс. руб., при цене 1 т этого угля 98 тыс. руб. за т. Цены на уголь не восполняют затрат угледобывающих предприятий. По ряду оценок быстрый рост издержек, связанный с оплатой услуг железнодорожного транспорта, существенно снижает конкурентоспособность наших углей по отношению к углю добываемому в Польше, США, Австралии. Но, очевидно, что в случае возникновения существенной угрозы реализации угля отечественного производства правительством России будут приняты меры по защите внутреннего рынка[1].

В настоящее время через введение налога на добавленную стоимость и постоянно повышающиеся импортные пошлины защищаются российские производители. В случае с поставками импортного угля легко можно «отрегулировать» железнодорожный тариф. Отечественные производители с трудом вписываются в мировые стандарты качества угля. Рынки давно заняты морскими поставками высокоэффективных углей из США, Австралии и ЮАР. В этих условиях российские предприятия могли бы стать конкурентоспособными лишь при крайне низких уровнях зарплаты и транспортных тарифов, "бесплатной" экологии. Наиболее реалистичной и работоспособной выглядит стратегия расширенного выхода на мировые рынки путем создания совместных горных предприятий, концернов, консорциумов и т.п., решающих вопросы инвестиционного обеспечения, новых технологий и качества угля.

В настоящее время угольная промышленность России стоит перед необходимостью глубокого реформирования. В течение ряда последних лет снижается уровень добычи угля, (с 2005 по 2008 г. добыча угля в Российской Федерации в целом сократилась на одну треть), падает производительность труда в отрасли, растет себестоимость добычи. Резкое сокращение промышленного производства в последние годы обострило проблему платежеспособного спроса на продукцию угольной отрасли, поставило подавляющее большинство угледобывающих предприятий в крайне тяжелое положение. Распад СССР привел к тому, что значительная часть ранее созданной угольной базы оказалась в Украине и Казахстане.

На долю России в 1990 г. приходилось 55.7%, Украины - 23.7, Казахстана -18,8% общесоюзной добычи угля. Россия получила 271 из 574 угледобывающих предприятий бывшего СССР. В европейской части страны их осталось 82 из 333. Почти полностью была утеряна мощная база высококачественных углей Донбасса и Караганды, отошел к Казахстану уникальный по мировым меркам Экибастузский угольный бассейн. Россия лишилась многих заводов горного машиностроения.

В течение длительного периода времени угольная промышленность СССР, а потом Российской Федерации создавала собственный строительный потенциал. Сейчас он в целом способен обеспечить выполнение основных задач реструктуризации отрасли.

В 2009 году будут продолжены разгосударствление большинства угольных предприятий и переход на акционерную форму хозяйствования с устранением имеющегося здесь формализма. В необходимых случаях отрасль получает разностороннюю строго селективную государственную поддержку мер по закрытию неперспективных мощностей и санации нерентабельных угольных предприятий. Будет создан, наконец, механизм ценообразования, адекватный рыночной системе, но предусматривающий его государственное регулирование. Системы финансирования и бухгалтерского учета на предприятиях будут реформированы в соответствии с общепринятыми международными стандартами и соглашениями.

С 2003 г. проводится работа по повышению качества и надежности горной техники за счет применения новых материалов, комплектующих и передовых технологий оборонного комплекса РФ. В 2006-2008 гг. заключены генеральные договоры долгосрочной аренды оборудования с более чем 40 предприятиями угольной промышленности на общую сумму 10 трлн. руб. (всего 90 механизированных комплексов).

Ожидаемая в среднесрочной перспективе стабилизация спроса на уголь со слабовыраженной тенденцией к росту после 2000 г. Оценки концерна «Росуголь», всемирного банка, ЦНИЭИуголь, Институт угля СО РАН не обеспечивает восстановление потребления угля (в том числе коксующегося) народным хозяйством России на уровне конца восьмидесятых годов. Это неизбежно приведет к закрытию ряда нерентабельных и бесперспективных угольных предприятий. Вместе с тем, очевидно, что в новых экономических условиях (отсечения экономически неэффективных предприятий) будет наращиваться производство угля на шахтах и разрезах с хорошими горно-геологическими условиями, высокими технико-экономическими показателями, а также имеющих высокие качественные характеристики продукции, обеспечивающие производство высококачественного продукта и удовлетворяющие экологическим требованиям[2].

Еще по теме:

Географическое положение. Тектоническое строение
Калганский район образован 8 декабря 1942 года, находится на юго-востоке Читинской области и является пограничной территорией области с Китаем по реке Аргунь Занимаемая площадь района 3000 км2. Калганский район является типичной территорией с обширными межгорными котловинами. Район находится в Аргу ...

Анализ, экономико-географическое положение г. Иркутск
Предприятие ЗАО «Иркутскэнерготранс» располагается в городе Иркутск. Образовался город в 1661 году. Сейчас Иркутское муниципальное образование насчитывает 92,5 тыс. га. Население – 281,2 тысячи человек. Иркутск – крупнейший в стране промышленный центр общероссийского значения с мощными предприятиям ...

Транспортное хозяйство региона
Автомобильный Основные автодороги региона: M2 "Крым", E 105 (протяжённость в пределах области — 152 километра, через Мценск и Орёл) Р119 Орёл — Тамбов (151 км, через Ливны и далее в Елец и Липецк) Р120 Орёл — Ефремов (158 км, через Новосиль) А141 Орёл — Витебск (57 км, через Нарышкино, и ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.georoot.ru