Карл Антон Ларсен /Carl Ato Larsen (1860—1924г.г.) — известный норвежский полярный исследователь и пионер Антарктического китолова.
Ларсен проучал возможности китолова при своем плавании в Антарктике в качестве капитана судна Язон в 1892—1894 годах., и как капитан судна Антарктик шведской экспедиции Отто Норденшельда в 1901—1903 годов., оба раза заходя также на Южную Георгию. После крушения и потери Антарктика возле Антарктического полуострова, шведы спаслись при помощи аргентинского корвета Уругвай. В Буэнос Айресе Ларсен учредил Аргентинскую рыбную компанию, как её менеджер руководил постройку в Грютвикене первой китобойной станции в Антарктике, которой управлял от 1904 до 1914 года. Ларсен — одна из самых значимых личностей в истории Южной Георгии XX века. Он оказывал содействие и логистическую поддержку многим научным экспедициям, среди которых и начинаниям своего друга Эрнeста Шeклтона. В 1905 году ставит начало метеорологическим наблюдениям в Грютвикене. В 1911 году привёз и акклиматизировал на острове северных оленей; с 2001 года южногеоргийских оленей доставили и разводят в фермах на Фолклендских островов. Ларсен построил также первую в Антарктике церковь, которую привезли из норвежского городка Стрёммен и воздвинули на окраине Грютвикена в 1913 году. Именем Ларсена назван ряд географических объектов в Антарктике: Шельфовый ледник Ларсена у восточного побережья Антарктического полуострова, открытый судном Язон в 1893 году; Канал Ларсена между островами Жуанвиля и Дюрвиля у северовосточного края Антарктического полуострова; залив Ларсен Харбор, часть фьорда Дригальского в Южной Георгии; залив Ларсена на восточном побережии Антарктического полуострова; нунатак Ларсена возле восточного берега Антарктического полуострова; мыс Ларсена на острове Южная Георгия; острова Ларсена у острова Коронэйшн, Южные Оркнейские острова; пик Ларсена на острове Туле, Южные Сандвичевы острова; как и пик Ларсена в Земле Виктории, Восточная Антарктида.[6]
Карстен Эгеберг Борхгревинк / Carsten Egeberg Borchgrevink ( 1 декабря 1864 — 23 апреля 1934г.г.) — норвежский полярный исследователь. 24 января 1895 года Карстен стал первым человеком, ступившим на Антарктический материк. Кроме того, он первый исследователь, устроивший зимовку на материке.
С детства Эгеберг увлекается неизведанной землёй — Антарктическим материком. Желая быть ближе к своей мечте, в 1888 году он уезжает в Австралию, где устраивается геодезистом, а через четыре года учителем в сиднейский Корвелл-коледж. Он ведёт оживленную переписку со многими исследователями полярных широт. В 1894 году в Мельбурн прибывает китобойный пароход Антарктик, капитаном которого был тоже норвежец — Леонард Кристенсен. Карстен решается бросить преподавание и отправиться в плавание к южному материку. Он уговаривает капитана взять себя в качестве простого матроса. Плавание было не простым, но 24 января показалась земля свободная ото льда — мыс Адер. 25 января 1895 года на шлюпке была высажена партия людей. Карстен был первый, кто выскочил из шлюпки на неизведанную землю. За несколько часов он успел сделать небольшую зарисовку, собрать образцы пород, обнаружить растительность и наличие жизни в воде. На обратном пути в его голове рисуется новый план: зимовка на южном материке. Но для начала он едет в Лондон, на VI Международный географический конгресс. Эгеберг успевает приехать в первый день открытия и сделать доклад о своих результатах. Его идея о зимовке нашла одобрения, но не нашла финансовой поддержки. Начинаются долгие поиски денег на экспедицию. Судьба улыбается ему в лице Джорджа Ньюнса, английского издателя. Ньюс соглашается выдать ему почти 35 000 футов стерлингов, за монопольное право издать книгу о его путешествии, которую напишет Карстен. Начинается работа по подготовке экспедиции. Для плавания покупается 521тонный корабль «Полакс» (POLLUX, звезда), переименнованный в «Южный крест» (SOUTHERN CROSS). 23 августа 1898 года «Южный крест» покидает Лондон и 17 февраля 1899 года становится на якорь возле мыса Адер. Почти десять дней уходят на переправку на сушу провианта, инструментов и оборудования; были построены два домика. 2 марта «Южный крест» снялся с якоря и направился к берегам Австралии. Началась первая в истории зимовка на южном материке. Зимовка началась крайне неудачно: начался период сильных ветров, домики пришлось срочно укреплять тросами, чтобы ветер их попросту не сдул. В конце апреля, начале мая море замёрзло, и партия из четырёх человек отправилась на картографическую вылазку. Именно в этой экспедиции впервые стали использоваться собаки в качестве транспорта. 28 января 1900 года «Южный крест» вернулся на мыс Адер, так завершилась кончилась первая зимовка в Антарктике.[7]
Еще по теме:
Сельское хозяйство
Северный Кавказ — важная продовольственная база России, поставщик зерна, подсолнечника, сахарной свеклы, овощей и плодов, винограда и продуктов животноводства. Многопрофильное высокотоварное сельское хозяйство — основа АПК Северного Кавказа. В сельском хозяйстве района из 35,5 млн. га земельных рес ...
План статистических данных
Динамика цен приобретения топлива, энергоносителей, минеральных удобрений, средств защиты растений (с 1 октября 2006 по 1 декабря 2006) цена за единицу продукции руб. (код по ОКЕИ - 383) за тонну, кВт.ч., Гкал, тыс. Л Средние цены на Средние цены на Средние цены на Изменение цены в отчётном ...
Территориальная организация мирового хозяйства
Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука. Она изучает развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом, в отдельных регионах и странах. Затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и взаимодействия общества и природы, ...