Национальные проблемы Канады
Страница 3

Информация » Национальные проблемы Канады

Национальное и особенно экономическое неравенство двух «наций-основателей» стало особенно проявляться в середине XX в Оказалось, что англоканадцы занимают ключевые позиции в экономике страны и в ее социальной иерархии, что жизненный уровень франкоканадцев значительно отстает от среднего по стране, что их заработки несоизмеримы с заработками проживающих в Квебеке англоканадцев, что безработица в этой провинции значительно больше, а уровень образования и здравоохранения ниже, чем в англоязычных провинциях. Можно упомянуть и о том, что в отличие от соседней провинции Онтарио основу экономики Квебека составляли и составляют отрасли промышленности, принадлежащие к «нижним этажам».

Все это в 60—70-х гг. XX в. вызвало бурный подъем франко-канадского национализма. Широкое распространение получили требования не только о расширении прав французского языка в англоязычных провинциях, но и о создании двуединой канадской федерации. Более того, в Квебеке стали возникать организации, движения и группы, призывающие к полному самоопределению этой провинции – вплоть до отделения ее от Канады и создания «суверенного Квебека». Такие крайние сепаратистские тенденции создали почву для появления террористических организаций и привели даже к введению в 1970 г временного военного положения. Затем переговорный процесс был продолжен. И тем не менее Квебек оказался единственной провинцией Канады, не подписавшей в 1982 г новую конституцию страны. Это был ответ на отказ англоканадцев пойти на признание за Квебеком статуса «особого общества».

В дальнейшем согласительные переговоры были продолжены в 1987 г, и всеми десятью провинциями был принят новый документ, определивший Квебек как «уникальное общество» внутри Канады. Однако к назначенному сроку (июнь 1990 г) он так и не был утвержден, главным образом из-за противодействия некоторых англо-канадских провинций. В 1992 г был согласован новый проект конституционной реформы, но он также не собрал большинства голосов на общеканадском референдуме, что стимулировало новую волну франко-канадского сепаратизма. А в 1994 г на выборах в Национальное собрание Квебека победила квебекская партия, выступавшая за его полный суверенитет. Прямым следствием этого стал проведенный в октябре 1995 г референдум по вопросу о полной независимости провинции. В случае его успеха Канада распалась бы на две геополитически и экономически независимые части, что могло поставить под сомнение и все ее дальнейшее существование. Но сепаратисты-франкофоны на этом референдуме не победили.

Тем не менее нельзя не учитывать и того, что против отделения Квебека от Канады проголосовали 2361 тыс. человек, а за отделение – 2308 тыс. человек: следовательно, для победы на референдуме сторонникам отделения не хватило только 53 тыс. голосов, или немногим более 1 %. Сразу после референдума федеральные канадские власти активизировали свою политику в двух направлениях. С одной стороны, они предложили Квебеку максимально выгодные для него условия, провозгласив провинцию «особым сообществом» и наделив ее дополнительными конституционными правами. С другой стороны, они обратились в Верховный суд страны с запросом о том, имеет ли вообще Квебек право на отделение от федерации в одностороннем порядке. К сказанному можно добавить, что в самом Квебеке далеко не все франкоканадцы выступают за отделение от Канады. Вначале 2003 г квебекская партия проиграла на выборах либеральной партии, выступающей за сохранение федерации. В 2006 г премьер-министр предложил провозгласить Квебек «нацией (страной) внутри единой Канады». Но споры вокруг этого вопроса продолжаются.

В качестве второй острой национальной проблемы можно выделить проблему коренных народов Канады. Коренное население в последнее время также усилило борьбу за свои права. В известной мере это объясняется переориентацией части его с охотничьего хозяйства на работу по найму и, соответственно, переселением в города Канадского Севера. Народы-аборигены давно уже требуют внесения в конституцию страны специальной поправки, предусматривающей их право на самоопределение. В результате в 1993 г в Конституционный акт было внесено положение о том, что коренные народы страны имеют неотъемлемое право на самоуправление в составе Канады. И это право в 1999 г было реализовано. Возник еще один, тринадцатый, субъект федерации под названием Нунавут (в переводе с эскимосского – «наша земля»). Территория Нунавута была выделена из состава Северо-Западных территорий, площадь которых в результате сократилась на 2/3. Нунавут занимает 2 млн. км2, или 1/5 всей площади Канады (рис 212), хотя населяют его только 21 тыс. человек, в основном инуиты, при средней плотности населения 1 человек на 100 км2. Права территории Нунавут сходны с правами Юкона и Северо-Западных территорий: здесь были созданы законодательная ассамблея, исполнительный кабинет, суд. Премьер-министр Канады Жан Кретьен назвал образование Нунавута великим днем не только для этой территории, но и для всей Канады.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Экономика Белоруссии
После распада Советского Союза бывшие республики-сестры разбрелись по национальным квартирам и с большим энтузиазмом, чем до этого строили коммунизм, принялись возводить по американским лекалам, под диктовку всевозможных валютных и других фондов развитой капитализм, "дающий людям демократию, с ...

Шаг в ХХI век
Основу производственного потенциала российской угольной промышленности второго-третьего десятилетия XXI века составят высокопроизводительные комплексно-механизированные угледобывающие предприятия. В результате завершения реструктуризации производственного потенциала отрасли количество шахт должно с ...

Теоретико-методологические основы территориальной политики
В настоящее время (на 2009 год) согласно статье 5 Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. С 1 марта 2008 года таких субъектов 83. В со ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.georoot.ru