Вероятно, можно отметить также некую «сигнальную» функцию миграции – именно благодаря постоянным миграционным потокам становятся объектом внимания не только явные, открытые, но и латентные проблемы, кризисы, способствующие их возникновению. Например, многие внутригосударственные миграции – «сигнал бедствия» вымирающих деревень и малых городов, призыв к действию в вопросах реформирования агропромышленного сектора, политики по оказанию поддержки жителям сельской местности, повышению престижности профессий работников сельского хозяйства. Т. Н. Юдиной, помимо широко употребляемого сегодня термина «утечка умов», использованы также понятия «утечка мышц», «утечка мускулов», «утечка невест». Появление новой терминологии также показывает области возникновения новых проблем – в спортивной среде, семейно-брачных отношениях и т. д.
В 80-е гг. XX века Л.Л. Рыбаковским, Т.И. Заславской и другими авторами была разработана концепция трехстадийности миграционного процесса, где исходная стадия - процесс формирования территориальной подвижности населения; основная - собственно перемещение; завершающая - приживаемость мигрантов на новом месте. А.И. Кузьмин отмечает, что на основе этой концепции можно формулировать специфические задачи для каждой из стадий миграционного процесса, в той или иной мере конкретизирующие проблему совершенствования территориального перераспределения населения. Действительно, разграничивая рамки данных стадий формальными актами – регистрацией выбытия из одного и прибытия в другое территориальное образование, мы можем и четко акцентировать проблемы каждой из них, обозначить меры, необходимые для оказания поддержки на том или ином этапе или, напротив, меры, направленные на пресечение нежелательных последствий.
Основными последствиями миграции на уровне общества и государства являются:
- изменение численности населения и его возрастной структуры;
- изменения в составе населения по образовательному уровню, социальному статусу, сферам деятельности;
- увеличение этнической мозаичности населения, возможное обострение конфликтов на религиозной, этнической основе;
- снижение спроса на рабочие места в районах выбытия и повышение его в районах вселения – изменения на локальных и региональных рынках труда, усиление конкуренции в сфере занятости;
- массовые миграции, организованные или регулируемые государством (беженцы, эвакуированные жители) требуют больших материальных затрат и наличия спецслужб;
- в идеале же, являясь экономически рациональным поведением, миграция населения должна вести к выравниванию уровней развития регионов.
Сегодня широко распространен подход рассмотрения всех возможных последствий миграции с позиции национальной безопасности стран, охваченных миграционными потоками. Мы коснемся подробнее этой темы в следующем разделе, подчеркнув сейчас необходимость следования заявленному нами изначально положению – соблюдению балансов интересов государства, общества и самих мигрантов при анализе миграционных процессов. Таким образом, обозначив общие итоги миграции, необходимо учесть последствия ее, прежде всего, для самих переселенцев. Они связаны с трудностями не только организационного, правового характера (необходимость получения регистрации, гражданства), но и с трудностями психологической адаптации (принятие нового социального окружения, ценностей), нахождения своего места в жизни другого государства или его территории, нестабильным, а подчас и кризисным материальным положением (невозможность трудоустройства, работа не по специальности). Согласно определению П.Д. Павленка, «при вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека – из одной природной и социокультурной среды он попадает в другую, разрывая прежние свои связи и традиции и пытаясь установить новые. В этом сущность объекта и предмета социальной работы с мигрантами как маргиналами», т. е. людьми, утратившими свой прежний социальный статус, находящимися в процессе поиска и обретения иного, лучшего [Павленок, с. 264].
Еще по теме:
Система образования в Республике Корея
Корейцы традиционно придают образованию большое значение как средству для самореализации личности, а также для достижения положения в обществе. После создания Республики Корея в 1948 г. правительство страны приступило к формированию современной системы образования. В 1953г. было введено обязательно ...
Влияние человека на природу. Заповедники и парки
Еще в XIX в. Африку представляли как материк девственной природы. Однако уже тогда природа Африки была значительно изменена человеком. Сократилась площадь лесов, которые веками раскорчевывались и выжигались под пашни и пастбища. Особенно большой ущерб природе Африки был нанесен европейскими колониз ...
Характеристика природно-ресурсного потенциала
Венгрия богата подземными водами, термальными и лечебными источниками. Запасы подземных вод встречаются почти на всей территории страны и сосредоточены под ее равнинными частями, залегая на глубине 500 – 1500 м. Из геологических разломов, протянувшихся с севера на юг в срединной части страны, к пов ...