Промышленность
Страница 1

Информация » Республика Беларусь » Промышленность

Топливно-энергетический комплекс. До середины 1960-х гг. главным видом топлива был торф, Белоруссию даже называли «торфяным Донбассом». После строительства трубопроводов доля торфа в ТЭБ резко сократилась (с 80 до менее 10% ныне). Добыча нефти в 1997 г. составила 1,8 млн. т; она невысокого качества и используется лишь дня производства масел и смазочных материалов. Годовая потребность в нефти — 25 млн.т. Добыча газа — 0,2 млрд. м3, а потребность — около 20 млрд. м3. В 1997 г. Белоруссия получила из России 10,5 млн. т нефти и 15,8 млрд. м3 газа, поэтому НПЗ Новополоцка и Мозыря работают не на полную мощность. Республика ввозит около 700 тыс. т угля из России и Украины, но ввоз сокращается из-за снижения добычи в этих странах. Выработка электроэнергии сократилась с 40 млрд. кВт-ч в 1990 г. до 26 млрд. кВт-ч в 1997 г. Основная ее часть производится на ТЭС на мазуте, угле и торфе. Наиболее крупные из них — Лукомльская, Смолевичская, Березовская, Гродненская. После чернобыльской катастрофы страна отказалась от строительства АЭС.

Новой отраслью для республики является черная и цветная металлургия, хотя масштабы их незначительны (по прокату в 1997 г. — 1,1 млн. г). Действует передельный завод в Жлобине, работающий на металлоломе, в Глубоком — завод алюминиевых сплавов, а в Молодечно — порошковой металлургии. Отрасль испытывает недостаток в сырье. Недостающая часть проката для машиностроения поступает из России и Украины.

Машиностроение — ведущая отрасль. Одной из главных его частей, является автомобилестроение, развивающееся с 1947 г. В годы оккупации в Минске был построен авторемонтный завод «Даймлер-Бенц», после освобождения в его корпусах начали сборку автомобилей, поступавших в СССР по ленд-лизу, — такова предыстория завода. Ныне он производит грузовые автомобили грузоподъемностью от 7,5 до 30 т, тягачи с полуприцепами, лесовозы и самосвалы. В 1980-е гг. в Жодино был создан его филиал, который специализируется на производстве большегрузных (до 120 т) автомобилей БелАЗ для работы в карьерах открытой добычи. В Могилеве выпускаются карьерные самосвалы, мощные тягачи и вкреперы. Производство автомобилей в 1985 г. составляло 43,3тыс, в 1997 г. — 13,0тыс. В автомобилестроении происходят изменения: сокращается производство большегрузных автомобилей, расширяется номенклатура изделий. В Жодино осваивается производство польских автомобилей «Люблин», легких грузовиков, автофургонов и микроавтобусов. В Минске налаживается производство автобусов по немецким и венгерским технологиям, в Лиде — сборка автобусов из российских деталей. Белоруссия всегда ввозила легковые автомобили и автобусы из России и Украины, сейчас значительная часть их поступает из европейских стран;

Тракторостроение также является отраслью специализации. Главное предприятие находится в Минске, детали и узлы производятся в Витебске и Бобруйске. В 1991 г. производство тракторов составило 95,5 тыс., в 1997 г. — 27,4 тыс. Сельскохозяйственное машиностроение развивается в Гомеле (силосоуборочные комбайны), Лиде (картофелеуборочные машины) и в Барановичах (оборудование для животноводческих ферм). Белоруссия ввозит зерноуборочные комбайны из России.

Станкостроение специализируется на производстве металлорежущих станков, автоматических линий с ЧПУ, кузнечно-прессового оборудования. Главными центрами являются Минск (завод автоматических линий и агрегатных станков — крупнейший в Европе), Витебск (завод заточных станков), Гомель, Барановичи и Орша. Однако производство станков в 1990-е гг. сократилось более чем в 4 раза.

Одной из составляющих специализации Белоруссии является приборостроение, радиоэлектронная и электротехническая промышленность: в Минске производятся радиоприемники и телевизоры, холодильники, в Витебске и Гомеле — силовые трансформаторы, кабель, в Лиде — электроизделия. В настоящее время эти предприятия испытывают сильную конкуренцию со стороны европейских стран.

Из других отраслей машиностроения можно упомянуть производство оборудования для торфяной промышленности (Гомель), пассажирских катеров (Витебск), катеров на подводных крыльях (Гомель).

Химическая промышленность развивается с 1961 г., когда на базе Старобинского месторождения началось производство калийных удобрений, в 1980-е гг. оно составляло 5 млн. т (4-е место после Канады, ФРГ и России), к 1997 г. снизилось до 3,2 млн. т. В Гомеле на базе хибинских апатитов было создано производство фосфорных удобрений, азотные удобрения производятся в Гродно на базе природного газа, поступающего из России. Нефтехимический комплекс создан на базе Новополоцкого и Мозырского НПЗ. В Новополоцке работает крупнейшее предприятие по производству синтетического волокна (в 1990 г. давало 40% союзной продукции), в Могилеве производят лавсан, а в Борисове и Полоцке — пластмассы. Крупный шинный завод работает в Бобруйске, Минск стал центром фармацевтики.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Эмпирическое исследование особенностей реализации программы и характеристик ее участников
Материалы таблицы, созданной на основе анализа данных 3-ей главы, а также обозначенные изначально задачи исследования обуславливают необходимость осуществления практической части дипломной работы, направленной на оценку особенностей реализации программы и выявление позиции ее участников. ...

Бюджет страны
Бюджет страны разрабатывается министерством планирования и бюджета и утверждается парламентом страны. В 2006 году бюджет предполагает рост номинального ВВП на 7,5 %. Уровень расходов увеличился на 5,9 % по сравнению с бюджетом 2005 года до 220 трлн. вон (около 230 млрд. долларов). Внешний долг пред ...

Значение, структура и уровень развития
Сбалансированное развитие всех звеньев АПК — необходимое условие решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Структура АПК России далека от совершенства: налицо серьезные структурные диспропорции. Одной из основных проблем, препятствующих нормальному, сбаланси ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.georoot.ru