Транспорт
Страница 1

Информация » Саудовская Аравия: географическое положение, государственное устройство, экономика » Транспорт

До 1950-х перевозка грузов внутри Саудовской Аравии осуществлялась в основном верблюжьими караванами. Построенная в 1908 Хиджазская железная дорога (1300 км, в т. ч.740 км по Хиджазу) не функционировала со времени Первой мировой войны. Для перевозки паломников использовалось автосообщение по тракту Неджеф (в Ираке) - Хаиль - Медина.

Начало добычи нефти полностью изменило экономику страны и обеспечило её быстрый рост. Толчком для быстрого развития послужило создание сети дорог, портов и коммуникаций. В 1970-е -1990-е создана разветвленная дорожная сеть, связавшая между собой обширные засушливые районы, расположенные в отдаленных частях страны. Крупнейшая автомагистраль пересекает Аравийский полуостров от Даммама на берегу Персидского залива через Эр-Рияд и Мекку до Джидды на берегу Красного моря. В 1986 было завершено строительство 24-километрового шоссе, проложенного по дамбе, соединившей Саудовскую Аравию и Бахрейн. В результате масштабного строительства протяженность дорог с твердым покрытием возросла с 1600 км в 1960 до более чем 44 104 км шоссейных дорог и 102 420 км грунтовых дорог в 1997.

Существенно расширилась железнодорожная сеть. Имеется одна железная дорога, связывающая Эр-Рияд через оазис Хуфуф с портом Даммам на Персидском заливе (571 км); в сер. 1980-х железная дорога была продлена до промышленного центра Эль-Джубайль, расположенного с северу от Даммама; в 1972 построена ветка от основной магистрали к Эль-Харджу (35,5 км). Общая протяженность железных дорог составляет 1392 км (2002).

В стране создана разветвленная сеть трубопроводов: протяженность трубопроводов сырой нефти - 6400 км., нефтепродуктов - 150 км., газопроводов - 2200 км (включая жидкого природного газа - 1600 км). Крупный трансаравийский нефтепровод соединяет нефтепромыслы Персидского залива с портами в Красном море. Основные порты в Персидском заливе: Рас-Таннура, Даммам, Эль-Хубар и Мина-Сауд; на Красном море: Джидда (через него идёт основная часть импорта и главный поток паломников в Мекку и Медину), Джизан и Янбу.

Внешнеторговые перевозки осуществляются главным образом морским путём. "Саудовская национальная компания морских перевозок" располагает 21 судном для транспортировки нефтепродуктов. Всего морской торговый флот насчитывает 71 судно грузоподъемностью 1,53 млн. т дедвейт (включая ряд судов, плавающих под зарубежными флагами).

Функционирует три международных (в Эр-Рияде, Джидде и Дахране) и 206 региональных и местных аэропортов и площадок для самолетов, а также пять вертолетных станций (2002). Авиационный парк - 113 транспортных и пассажирских самолетов. Воздушные линии авиакомпании "Сауди-Арабиен эрлайнс" связывают Эр-Рияд со столицами Ближнего и Среднего Востока.

Государственный бюджет. Бюджет Саудовской Аравии в 1993-1994 составлял 46,7 млрд. долл., в 1992-1993 - 52,5 млрд. долл., а в 1983-1984 - 69,3 млрд. долл. Подобные колебания явились следствием падения доходов от экспорта нефти, обеспечивающих 80% всех доходов государства. Тем не менее в 1994 финансовом году 11,5 млрд. долл. было выделено на строительные и ремонтные программы и 7,56 млрд. долл. - на развитие высшего образования, университетов, на развитие промышленности и на другие проекты развития, такие как улучшение засоленных почв и электрификация. В 2003 доходная часть бюджета Саудовской Аравии составляла 46 млрд. долл., а расходная - 56,5 млрд. долл., в 2000 доходная часть бюджета - 41,9 млрд. долл., расходная - 49,4 млрд. долл., в 1997 доходная часть бюджета - 43 млрд. долл., а расходная - 48 млрд. долл., дефицит бюджета составил 5 млрд. долл. Расходы в бюджете 1998 запланированы на уровне 47 млрд. долл., а доходы - 52 млрд. долл. Только с конца 1999 быстро выросшие цены на нефть позволили стране получить профицит в бюджете (12 млрд. долл. в 2000). Внешний долг страны сократился с 28 млрд. долл. (1998) до 25,9 млрд. долл. (2003).

Начиная с 1970 принимаются пятилетние планы развития. Пятый пятилетний план (1990-1995) был направлен на укрепление частного сектора, развитие образования, здравоохранения и социального обеспечения; им предусматривалось также увеличение расходов на оборону. Шестой пятилетний план развития (1995-1999) предусматривал продолжение экономической политики предыдущего периода. Основное внимание обращено на развитие экономической деятельности в секторах экономики, не связанных с нефтяной промышленностью, прежде всего в частном секторе, с особым акцентом на промышленность и сельское хозяйство. Седьмой пятилетний план (1999-2003) сконцентрирован на экономической диверсификации и усилении роли частного сектора в саудовской экономике. В течение 2000-2004 саудовское правительство намерено добиться среднегодового роста ВНП на 3,16%, с предполагаемым ростом 5,04% в частном секторе и 4,01% в секторах, не связанных с производством нефти. Правительство также поставило цель создать 817 300 новых вакансий для саудовских подданных.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Факторы расогенеза
Среди факторов расогенеза наибольшая роль принадлежит естественному отбору, особенно на ранних стадиях расообразования. За цвет кожи ответственны кожные клетки, содержащие пигмент называемый меланином. Все люди, за исключением альбиносов, име­ют в клетках кожи меланин, количество которого детермини ...

Образование
Всеобщее обязательное обучение в Венгрии начинается с 6 лет и осуществляется в течение 8 лет в начальных школах. Среднее образование можно получить в профильных училищах, техникумах или гимназиях (большинство из них являются государственными, но много и церковных, тогда как частных очень мало).[6] ...

Сельское и лесное хозяйство
Сельское хозяйство зерново-животноводческого направления. В области 107 совхозов, 302 колхоза (на 1 января 1974). С. -х. угодья составляют 2071 тыс. га, из них пашня — 1728 тыс. га, сенокосы — 166 тыс. га и пастбища — 147 тыс. га. Посевная площадь с. -х. культур (1973) — 1702,6 тыс. га, в том числе ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.georoot.ru