Автомобилестроение, как и любая отрасль народного хозяйства, имеет свою структуру. Рассмотрим ее.
По степени загруженности ресурсов автомобилестроение может быть легким и тяжелым. Легкое автомобилестроение представлено легковыми и грузовыми автомобилями. Тяжелое автомобилестроение – это грузовые авто, авто специального назначения (рабочие, например: подъемники и прочее).
По направленности промышленности автомобилестроение подразделяют на пассажирское и грузовое. К пассажирсокму относят производство тех же легковых автомобилей, автобусов, в том числе и микроавтобусов.
Стоимость продукции автомобилестроения мира в середине 90-х годов ХХ в. Оценивалась в 1000 млрд. долларов, т.е. примерно в 4 раза больше, чем в авиастроительной. Это обусловлено особенностями выпуска продукции: производство массовое.
Высокая наукоемкость отрасли – результат особой сложности продукции отрасли. На разработку новых конструкций техники уходит от 5 до 10 лет. Задача достижения высокой эксплуатационной надежности продукции, обеспечение длительности использования автомобилей (до 20-30 лет) вызывает необходимость создания новых видов конструкционных материалов, совершенствования всех агрегатов автомобильной техники. Это обусловило очень высокие расходы на научно-исследовательскую работу. Весь уровень расходов на конструирование и создание продукции автомобилестроения настолько велик, что его могут позволить себе только немногие фирмы нескольких промышленных государств мира.
Высокая степень капиталоемкости автомобилестроения определяет и соответственно высокую монополизацию отрасли: в ведущих странах насчитывается лишь по нескольку (3 – 4) фирм этой отрасли. Чрезвычайно жесткая конкуренция способствует слиянию даже крупных фирм внутри одной страны («Макларен» и «Мерседес» в США) и фирм разных стран в Западной Европе. Цель европейского объединения – противостояние продуцентам астотехники США.
Высокий уровень монополизации присущ производству двигателей. К ним предъявляют все больше технических, экономических, экологических требований, которые все более ужесточаются (надежность, снижение расхода топлива, уменьшение шума и опасных выхлопов). Моторы для легких самолетов производят многие страны, но двигатели для автомобилей – ограниченное число стран и фирм. Эти двигатели дорогостоящи (до 35% стоимости авто), и на их выпуске специализируются самые крупные фирмы (в США – «Дженерал Электрик», «Пратт энд Уитни»; в Великобритании – «Роллс-Ройс»; во Франции – «СНЕКМА»; одна фирма в Германии; в России – заводы в Рыбинске, Перми и др., в Украине – завод в Запорожье). Эти фирмы и заводы стали монополистами в производстве мощных двигателей.
Самый мощный ареал автомобилестроения – Япония и США.
Материальная основа развития автомобилестроения – промышленная база США с ее машиностроением, обеспечивающим все потребности производств. Особо нужно выделить самую большую в мире электронную промышленность, химическую и цветную металлургию. Страна располагает крупнейшей в мире научной базой, которая в значительной степени привлекалась к выполнению исследовательских работ для автомобилестроения. Монополизация всей отрасли исключительно велика, ведущим фирмам нет сильных конкурентов, однако идет процесс их слияния, увеличения роли в стране и в мире.
В автомобилестроения США в 80-е годы было занято 1,3 млн. человек, а в 2002 году численность их уменьшилась до 0,8 млн., что в три раза больше, чем во всей этой отрасли в странах Западной Европы. На США в 2002 году приходилось 45% продаж автотехники в мире (до 1/3 ее шло на экспорт). Ведущие фирмы производят разную по назначению автотехнику. Их роль в мировом автомобилестроении очень велика: в 2001 году «Мерседес» дал 50% автомобилей на мировом рынке).
Еще по теме:
Сходства и различия водных и почвенных ресурсов островов Суматра и
Калимантан
Водные ресурсы 1. В Суматре и Калимантана много рек, но протяженность большинства из них из-за островного характера и сложности рельефа незначительна. В основном реки начинаются в горах, поэтому в верхнем течении они отличаются бурным характером, берега их обрывисты; по равнинам они текут спокойно ...
История открытия и исследования океана
Первое судно, пересекшее южный полярный круг, принадлежало голландцам; им командовал Дирк Гееритц, плававший в эскадре Якова Магю. В 1559 г. в Магеллановом проливе судно Гееритца, после шторма, потеряло из виду эскадру и пошло на юг. Спустившись до 64° ю. ш., оно увидело высокую землю. В 1671 г. Ла ...
Суточный ход направления и скорости ветра
Ветром называют движение воздуха относительно земной поверхности. Говоря о направлении ветра, имеют в виду направление, откуда он дует. Указать это направление можно, назвав либо точку горизонта, откуда дует ветер, либо угол, образуемый направлением ветра с меридианом места, т.е. его азимут. Направ ...