На всех этапах своего развития Япония отличалась активным вмешательством государства в экономическое развитие, в основном через так называемую «промышленную политику», что в 60—80-е гт. обеспечило сначала сверхвысокие темпы прироста ВВП, а после кризиса 70-х гг. из-за резкого повышения цен на нефть — перестройку промышленности, внешнеэкономических связей и финансовой сферы. В настоящее время, когда рецессия никак не преодолевается, задачу вернуться к устойчивой экономической динамике и сохранить за страной место одного из лидеров мировой экономики пытаются решить главным образом накачкой денежных средств в общественные работы. Поскольку этот прием не приносит пока желаемых результатов, правительство все в большей мере переходит от тактических антикризисных методов к стратегическим либеральным реформам — приватизации госсектора, дерегулированию финансовых рынков, либерализации валютного режима, реформе бюджетной и банковской системы и т. п., т. е. к максимальному использованию рыночных методов. [1, с.565]
Денежно-кредитная сфера. До середины 70-х гг. для этой сферы была характерна сбалансированность государственных финансов. Одновременно правительство контролировало финансовые потоки — Центральный банк указывал коммерческим банкам масштабы и темпы их кредитной экспансии.
Кризис 70-х гг. породил дефицит государственного бюджета, который финансировался выпуском облигаций госзаймов, особенно активно в 90-е гг., в результате чего размеры государственного долга в 2000 г. составили 141,5% ВВП. Однако дефицитное финансирование в качестве метода стимулирования экономического роста не дает желаемых результатов. При этом страна страдает не от инфляции, а от дефляции — наблюдается значительное падение оптовых и розничных цен за последние 5 лет.
Бюджетно-налоговая система. Финансовый год начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года. В 2000 финансовом году бюджет исчислялся в размере 84 987,1 млрд иен. Доходная часть формируется в основном за счет поступлений от налогов и гербовых сборов (57,3%), другие поступления составляют незначительный процент (4,4%). Однако после кризиса 70-х гг. заметной становится разница между доходной и расходной статьями, и правительство вынуждено прибегать к займам в виде государственных облигаций (в 2000 г. — 38,4% доходной части бюджета). Выплата процентов по займам превратилась в крупную расходную статью бюджета. Структура расходной части бюджета на 2000 финансовый год выглядела следующим образом: 25,8% приходилось на обслуживание государственного долга, 19,7% — на социальное обеспечение, 16,5% — на распределение налоговых поступлений по префектурам, 11,1% — на общественные работы, 7,7% — на образование и науку, 5,8% — на оборону и 13,4% — на прочие цели. В общей сумме налоговых поступлений по бюджету на 2000 финансовый год на прямые налоги приходилось примерно 60%. Основными налогами являются подоходный налог (его высшая ставка — 65%), корпоративный налог (50%), а также косвенные налоги, прежде всего потребительский. [1, с.565]
Еще по теме:
Географическое и геополитическое положение
Белоруссия — небольшое по площади государство (протяженность его с севера на юг составляет 560 км, с запада на восток — 650 км), граничит с Россией; Украиной, Польшей, Литвой и Латвией. По площади она сопоставима с такими европейскими странами, как Румыния, Великобритания, по численности населения ...
Географическое положение. Исследования Африки
Географическое положение. Среди других материков Африка занимает особое положение на поверхности Земли. Только она одна почти посередине пересекается экватором. Ее крайние точки на севере и юге примерно одинаково удалены от экватора. Большая часть Африки расположена между двумя тропиками в экватори ...
Центробежная сила
Тело, двигающееся с постоянной скоростью по окружности, все время изменяет направление своего движения и, следовательно, испытывает ускорение. Это ускорение направлено к мгновенному центру кривизны траектории и называется центростремительным ускорением. Следовательно, чтобы оставаться на окружности ...