На всех этапах своего развития Япония отличалась активным вмешательством государства в экономическое развитие, в основном через так называемую «промышленную политику», что в 60—80-е гт. обеспечило сначала сверхвысокие темпы прироста ВВП, а после кризиса 70-х гг. из-за резкого повышения цен на нефть — перестройку промышленности, внешнеэкономических связей и финансовой сферы. В настоящее время, когда рецессия никак не преодолевается, задачу вернуться к устойчивой экономической динамике и сохранить за страной место одного из лидеров мировой экономики пытаются решить главным образом накачкой денежных средств в общественные работы. Поскольку этот прием не приносит пока желаемых результатов, правительство все в большей мере переходит от тактических антикризисных методов к стратегическим либеральным реформам — приватизации госсектора, дерегулированию финансовых рынков, либерализации валютного режима, реформе бюджетной и банковской системы и т. п., т. е. к максимальному использованию рыночных методов. [1, с.565]
Денежно-кредитная сфера. До середины 70-х гг. для этой сферы была характерна сбалансированность государственных финансов. Одновременно правительство контролировало финансовые потоки — Центральный банк указывал коммерческим банкам масштабы и темпы их кредитной экспансии.
Кризис 70-х гг. породил дефицит государственного бюджета, который финансировался выпуском облигаций госзаймов, особенно активно в 90-е гг., в результате чего размеры государственного долга в 2000 г. составили 141,5% ВВП. Однако дефицитное финансирование в качестве метода стимулирования экономического роста не дает желаемых результатов. При этом страна страдает не от инфляции, а от дефляции — наблюдается значительное падение оптовых и розничных цен за последние 5 лет.
Бюджетно-налоговая система. Финансовый год начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года. В 2000 финансовом году бюджет исчислялся в размере 84 987,1 млрд иен. Доходная часть формируется в основном за счет поступлений от налогов и гербовых сборов (57,3%), другие поступления составляют незначительный процент (4,4%). Однако после кризиса 70-х гг. заметной становится разница между доходной и расходной статьями, и правительство вынуждено прибегать к займам в виде государственных облигаций (в 2000 г. — 38,4% доходной части бюджета). Выплата процентов по займам превратилась в крупную расходную статью бюджета. Структура расходной части бюджета на 2000 финансовый год выглядела следующим образом: 25,8% приходилось на обслуживание государственного долга, 19,7% — на социальное обеспечение, 16,5% — на распределение налоговых поступлений по префектурам, 11,1% — на общественные работы, 7,7% — на образование и науку, 5,8% — на оборону и 13,4% — на прочие цели. В общей сумме налоговых поступлений по бюджету на 2000 финансовый год на прямые налоги приходилось примерно 60%. Основными налогами являются подоходный налог (его высшая ставка — 65%), корпоративный налог (50%), а также косвенные налоги, прежде всего потребительский. [1, с.565]
Еще по теме:
Водные массы и t-s
диаграмма
При определении водных масс океанографы используют понятие, сходное с тем, которое применяется к воздушным массам. Водные массы различают преимущественно по температуре и солености. Также полагают, что водные массы формируются в определенном районе, где они находятся в поверхностном перемешанном сл ...
Животный мир
В Центральной и Средней Азии в зоне полупустынь и пустынь многочисленны грызуны, большей частью зимой впадающие в спячку. Раньше здесь обитали дикие ослы-куланы, дикие лошади Пржевальского, верблюды. Сейчас они почти не сохранились, но от полного вымирания спасены в результате активных мер по охран ...
Климат
Климат острова Суматра экваториальный и субэкваториальный. Для протянувшейся вдоль экватора и окруженной со всех сторон острова характерны весьма незначительные порайонные климатические различия и высокая относительная влажность воздуха (80%). Средняя месячная температура воздуха на уровне моря при ...