Конец 19-го – начало 20-го веков – становление ландшафтоведения как самостоятельной научной дисциплины.
В.В. Докучаев (1846-1903) – известный геолог почвовед, основатель русской школы почвоведения и географии почв. Путь В.В. Докучаева к ландшафтному синтезу: геолого-геоморфологические исследования, основы почвоведения, сельскохозяйственная оценка земель, ландшафтные и геоэкологические идеи, учение о природных зонах как социоестественных единствах. Первый ландшафтно-географический труд “Наши степи прежде и теперь” (1892). Ландшафтное проектирование и создание первого культурного сельскохозяйственного ландшафта (Каменная степь).
А.Н. Краснов (1862-1915) – русский ботаник, почвовед, географ, палеоботаник, основатель Батумского ботанического сада. Краснов начал свою научно-педагогическую деятельность с внедрения в учебный план курса общего земледелия. В 1895 году Краснов был командирован Министерством двора в экспедицию в центральную Индию, на Цейлон, в Японию и Китай для изучения на месте культуры чая с целью разведения этого растения на плантациях удельного ведомства в Батумской области В 1910 году Краснов опубликовал курс «Лекций по физической географии», где дал описание основных ландшафтов земного шара и сделал попытку объяснить. А.Н. Краснову принадлежат важные научные достижения. Именно он внедрил фитогеографию и связал её с классификацией климатов Кёппена, осуществил районирование земного шара по типам растительности, придерживаясь зонально-географического принципа. Он выделил десять зон и пять ландшафтных областей; в каждом из выделенных районов представил комплексную характеристику влияния природы на растительность. Характеристика ландшафтов была определена, начиная с процесса выветривания и почвообразования, через рельеф и климат и вплоть до растительного и животного мира и культурных ландшафтов (то есть по схеме, которая стала рабочей уже во второй половине XX века).
Г.Н. Высоцкий (1865-1940) – русский почвовед, лесовод, геоботаник, географ. Г.Н. Высоцкий изучал влияние леса на гидрологический режим. Впервые рассчитал баланс влаги под лесом и полем, исследовал влияние леса на среду обитания и причины безлесья степей. Внёс существенный вклад в степное лесоразведение. Разработал «древесно-кустарниковый» тип насаждений, показал ценность дуба для создания лесных насаждений в степи, выдвинул положение о значении микориз для разведения дуба и сосны. Подчеркивал значение почвенных червей и других землероев в почвообразовании.
Л.С. Берг (1876-1950) – советский зоолог и географ. Л.С. Берг автор основополагающих работ по ихтиологии, географии, теории эволюции. Он собрал обширные материалы о природе разных регионов, осуществил обобщения по климатической зональности земного шара, описание ландшафтных зон СССР и сопредельных стран, создал учебник «Природа СССР». Берг — создатель современной физической географии, является основоположником ландшафтоведения, а предложенное им ландшафтное деление, хотя и дополнено, сохранилось до сих пор. Берг автор почвенной теории образования лёсса. Его работы внесли существенный вклад в гидрологию, озероведение, геоморфологию, гляциологию, пустыноведение, учение о поверхностных осадочных горных породах, вопросы геологии, почвоведения, этнографии палеоклиматологию.
Л.Г. Раменский (1884-1953) – русский и советский ботаник, геоботаник, эколог растений, географ. Л.Г. Раменский один из основоположников учения о морфологии географического ландшафта, согласно которому географический ландшафт — конкретная территория, однородная по своему происхождению и истории развития, обладающая единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом, общим климатом, единообразным сочетанием гидротермических условий, почв, биоценозов и закономерным набором морфологических частей. Изучал естественные кормовые угодья Советского Союза; в 1932 возглавил их инвентаризацию в масштабе СССР. Работы Раменского по теории фитоценозов получили широкое признание и способствовали рациональному использованию сенокосов и пастбищ.
Еще по теме:
Реки Башкирии
Башкирия богата текучими водами. Уральская возвышенность на востоке и прочие, менее значительные, возвышенности питают большое количество рек и речек, которые протекают по всей республике в разных направлениях, соединяются между собой, впадают в сплавные и судоходные реки. В восточной части Башкири ...
Понятие педагогической технологии
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология – это опис ...
Функции миграции
Функцией миграции называют её роль в жизнедеятельности общества. Выделяют пять основных функций: 1) Ускорительная. Миграция способствует развитию населения, потому как перемещение расширяет кругозор людей, ведёт к накоплению знаний в различных областях, ведёт к обмену навыками, опытом, развивает ли ...