История вопроса

Информация » Новый год. Понятие нулевого меридиана » История вопроса

Этот вопрос оказывается возник очень давно.

В июле 1522 года вдоль западного побережья Африки медленно двигался к северу обветшавший испанский корабль "Виктория". Это был последний из пяти кораблей, которые отправились почти три года тому назад, а именно 20 сентября 1519 года из расположенной недалеко от Севильи испанской гавани Сан Лукар де Баррамедо в западном направлении, чтобы совершить первое в мире кругосветное плавание. Во главе экспедиции стоял бывший португальский поданный Фернан Магеллан. Плавание, проходившее с неимоверными трудностями и сопровождавшееся гибелью многих членов экспедиции, успешно подходило к концу. Сам Магеллан погиб во время стычки с туземцами, и корабль возглавлял Хуан Себастьяно дель Элькано. Корабль держался на достаточном расстоянии от берега, чтобы его не заметили португальцы, которые овладели морским путём в Индию вокруг Африки и строго запрещали поданным других стран пользоваться этой дорогой. Экипаж корабля страдал от голода и недостатка питьевой воды и, наконец, 13 июля 1522 года был вынужден подойти к островам Зелёного мыса для пополнения своих пищевых запасов. Экипаж сказал португальцам, что корабль возвращается из Америки.

Я не собираюсь рассказывать историю плавания Магеллана и значение прямого доказательства шарообразности Земли, полученное членами экспедиции. Всё это прекрасно известно. Мне хочется обратить внимание на менее известный факт. В составе экспедиции Магеллана был молодой итальянский дворянин Антонио Пифагетта. Он скрупулёзно вёл ежедневные записи всех событий, связанных с экспедицией Магеллана, а после возвращении в Испанию, которое произошло 6 сентября 1522 года, он написал подробный отчёт об этой экспедиции. И вот Пифагетта, описавший кстати и так называемые Магеллановы облака, обратил внимание на то, что в день прибытия корабля на острова Зелёного мыса его счёт времени разошёлся на один день, с той датой, которая были на календаре у испанцев, населявших остров. По данным записей Пифагетты был четверг, а у испанцев была ещё среда. Корабль за время плавания "приобрёл" один лишний день. Это не было ошибкой записей. Кормчий экспедиции Магеллана по имени Альво также вёл ежедневные записи в журнале, который бы мы ныне назвали судовым журналом. У Альво получился тот же результат, что и у Пифагетты. Это было маленькое открытие, которое на самом деле было предсказано ещё за 400 лет до описываемых событий Гераклитом Понтийским - из-за суточного вращения Земли при кругосветном путешествии в западном направлении "приобретается" один лишний день. При путешествии же в восточном направлении, мы это теперь хорошо знаем, один день как бы теряется. О Гераклите Понтийском участники экспедиции Магеллана не помнили. Не помнило о нём и большинство жителей Европы того времени. Таким образом, Пифагеттой и другими участниками экспедиции действительно был открыт новый факт. Путешественники и географы последующих времён конечно знали об этом факте. Они знали об этом, но никаких чётких правил для его учёта при счёте дней и часов не делали.

В конце XIX века морские путешествия вокруг Земли стали обыденным явлением. Появились и железные дороги. Для транспортных нужд и для телеграфной связи понадобилась чёткая регламентация времени.

Надо сказать, что, как говорится, "масла в огонь" подлил выход в свет в 1872 году романа Жюля Верна "В восемьдесят дней вокруг света". Главный герой этого романа Филеас Фог заключает пари о том, что он сможет объехать вокруг света ровно за 80 дней. Фог отправляется в свое путешествие в восточном направлении. Во время своей дороги он сталкивается со многими препятствиями и становится участником самых различных приключений. Считая дни также последовательно, как это делал Пифагетта, герой романа полагает, что он опоздал к назначенному сроку на несколько часов, и считает своё пари проигранным, а себя разорённым его проигрышем. И вдруг в последний момент оказывается, что пари он всё же выиграл, так как в своём движении вокруг Земли на восток он "приобрёл" один дополнительный день. Публика конца XIX века зачитывалась романами Жюля Верна. Их оперативно переводили на все основные европейские языки. Естественно, что упомянутый роман обратил внимание широких слоёв населения разных стран на проблему связанную с влиянием суточного вращения Земли на счёт дней во время кругосветных путешествий. Это было как раз в тот период, когда серьёзные учёные и инженеры столкнулись с необходимостью упорядочить счёт времени и дней при перемещениях человека в направлении запад-восток. Многие даже считают, что именно роман Жюля Верна сыграл в этом смысле решающую роль.

Еще по теме:

Экономика качества окружающей среды
Качество окружающей среды – характеристика состава и свойств окружающей среды. Нерегулируемый рынок и погоня за прибылью приводит к ухудшению качества окружающей среды. Под загрязнением окружающей среды понимают нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления веществ и со ...

Автомобильный транспорт
Основные направления автомагистралей От Москвы в разных направлениях отходят 15 автомагистралей. Создание московской многополосной кольцевой автодороги с многоуровневыми развязками позволяет осуществлять транзитные перевозки, минуя центр города. Высокой плотностью автодорог отличаются Московская, Т ...

Культура
Коста-Рика гордится своей историей. На территории современной Коста-Рики встретились месоамериканская и южноамериканская культуры. Полуостров Никоя, расположенный на северо-западе, был самой южной областью влияния ацтекской культуры, в то время когда пришли испанские завоеватели (16 век); с другой ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.georoot.ru