Истоки и содержание политики в отношении соотечественников за рубежом
Страница 3

Информация » Миграция » Истоки и содержание политики в отношении соотечественников за рубежом

- выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства (далее - выходцы (эмигранты));

- потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств (далее - потомки соотечественников).

Наиболее спорным представляется содержание п/п.2 и п/п 3 п. 2 настоящей статьи в части, касающейся выходцев из бывшего СССР, т. к. согласно комментариям к данному закону, «законодатель имел в виду всех граждан СССР, которые не переехали на постоянное место жительство в Россию, остались проживать в бывших республиках СССР, ныне независимых государствах и, судя по определению, являющихся на настоящий момент гражданами этих государств». Но «все граждане СССР» это представители коренных национальностей не только РСФСР, но и других республик – насколько в современных условиях верно считать их соотечественниками? В этом противоречии – камень преткновения принятия/непринятия рассматриваемой нами Государственной программы населением РФ. Ведь, по данным различных опросов, более половины постоянных жителей России испытывают неприязнь к мигрантам, особенно выделяя в их числе «кавказцев», чеченцев, цыган [Прусс, с.146, Ворсобин].

Е.Б. Бреева приводит ряд примеров негативного отношения коренного населения к переселенцам («В Краснодарском крае казаки несколько раз устраивали самосуд над переселившимися сюда абхазскими армянами. Подобное произошло ранее с турками-месхетинцами, которые были расселены в 13 областях Центральной России, но вскоре опять переселились на юг»). Исследуя причины возникающих конфликтов, она отмечает, что «жители России ожидали, что к ним приедут русские, а оказалось, что более половины в общем потоке беженцев составляют люди нерусских национальностей» [с.164-165].

В этой связи представляется первостепенным уточнить содержание категории «соотечественники за рубежом» и проводить адекватное информирование и потенциальных мигрантов, и население РФ о том, кто же действительно может стать участником Государственной программы. Вопросы пересмотра законодательства в отношении соотечественников не раз выносились на рассмотрение в Совете Федерации; так, в апреле 2006 года был предложен проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». В законопроекте в дополнение к уже имеющимся критериям понятия "соотечественники" включено новое условие – признание лицом своих духовных, культурных связей с Российским государством, а также предусмотрено, что к российским соотечественникам за рубежом не относятся лица титульной нации иностранных государств.[с.8]

В приводимой стенограмме парламентских слушаний высказывались многократно возражения против «определения соотечественника по этническому принципу», против того, что «соотечественником может быть русский, татарин, чуваш, но не может быть украинец, армянин, грузин, таджик, еврей, российский немец, который живет в Германии…», подчеркивалось, что это противоречит «духу, букве всего российского законодательства» [, выступление председателя комитета Общественной палаты России В.А. Никонова, с. 35-36].

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.georoot.ru