Решение кадровой проблемы
Страница 1

Информация » Особенности организации машиностроительного комплекса в РФ » Решение кадровой проблемы

В современной экономической ситуации нельзя рассчитывать на то, что проблема технологического перевооружения российского машиностроения и обеспечение его независимости от внешнего рынка будет решена стихийно. Часть оборудования, внесенного в списки технологий двойного назначения, не производится нашей станко-инструментальной промышленностью, а та, которая производится, серьезно уступает зарубежным аналогам по своим характеристикам.

Технологическое оборудование двойного назначения должно быть заново разработано и поставлено на серийное производство. При этом российское станкостроение, несмотря на острую заинтересованность в перспективных научных разработках, не имеет достаточных для их выполнения кадровых ресурсов.

Высшее профессиональное образование в 2006 году получили 978 тысяч выпускников 655 государственных вузов и 173 тысячи выпускников 413 негосударственных вузов. Государство принимает значительные меры по модернизации высшего образования – прежде всего, осуществляется поддержка инновационных вузов. Объем средств федерального бюджета, направленных на поддержку учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, составил в 2006 году 5 млрд. рублей, 2007 году -15 млрд. рублей, а в 2008 году – уже 40 млрд. рублей. Конкурсный отбор в 2007 определил 17, а в 2008 – 40 вузов-победителей, получивших финансовую поддержку[11]. Происходит качественная модернизация материально-технической базы ведущих российских вузов для обеспечения принципиально нового уровня научных исследований и инновационных разработок по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.

В 2006 году начато создание первых двух национальных университетов в Сибирском и Южном федеральных округах, что позволит обеспечить высокий уровень инновационных разработок, тесную связь учебного процесса и научных исследований. Создание национальных университетов продолжено и в других федеральных округах на конкурсной основе.

Анализ существующих условий приводит к выводу, что наиболее многочисленную и дееспособную группу государственных организаций, на которую может быть возложено решение проблемы двойных технологий, образуют технические университеты.

Главная особенность технических университетов – это то, что они обладают уникальным ресурсом: многочисленным и постоянно обновляющимся контингентом молодых людей, получающих образование. Этот ресурс стабилизирует состояние технических университетов и дает им возможность развиваться. Благодаря этому ресурсу технические университеты в значительной степени сохранили свой кадровый потенциал, а значит, возможность выполнять научно-технические разработки. Университеты машиностроительной и станкостроительной направленности принципиально могут занять место отраслевых НИИ станкоинструментальной промышленности.

Этот процесс замещения отраслевых институтов техническими университетами уже происходит. Сегодня некоторые технические университеты и даже их отдельные научные подразделения превосходят отраслевые институты по суммарному объему выполняемых НИОКР, по количеству занятых в разработках специалистов, по материально-техническому обеспечению НИОКР.

Следуя постепенно возрастающему спросу на НИОКР, технические университеты развивают у себя новые формы организации научной деятельности, например, научно-образовательные центры с функциями выполнения НИОКР и целевой подготовки кадров, специализированные автономные подразделения с преимущественной ориентацией на выполнение научных разработок, опытные производства и центры сертификации.

Кроме выполнения НИОКР по созданию технологий двойного назначения, технические университеты призваны решить и другую важнейшую задачу – кадрового обеспечения процессов технологического перевооружения машиностроения.

Сегодня предприятия станко-инструментальной промышленности, и подразделения машиностроительных предприятий, реализующие проекты технологического перевооружения, остро нуждаются в квалифицированных специалистах. Без решения кадровой проблемы и повышения интеллектуального потенциала станко-инструментальной отрасли невозможно решить проблему двойных технологий, потому что при инерционном развитии отрасли новую конкурентноспособную продукцию просто некому будет ставить на производство и внедрять.

Образовательному комплексу отводится задача обеспечения постоянного притока молодых людей, их начального обучения (в качестве студентов), их дальнейшей ориентации и отбора для научной деятельности. Научно-исследовательский институт в составе технического университета выполняет функции первичного полигона, на котором в рамках студенческих дипломов и аспирантских работ генерируются новые идеи и формируются новые разработки. В специализированном университетском институте повышается квалификация и продолжается отбор научных кадров. Привлекаемые отраслевые институты, в научно-образовательном центре, созданном совместно с техническим университетом, формируют на долгосрочной основе научные коллективы и доводят научные разработки до промышленного внедрения, выполняя функцию «обратной связи» с производственными предприятиями определенной отрасли.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Полезные ископаемые
В северной части Бельгии под мощным мезо-кайнозойским осадочным чехлом находится докембрийский кристаллический фундамент. При движении на юг фундамент местами по долинам рек обнажается, а на юге страны выходит в виде герцинских складчатых сооружений, которые подверглись сильной денудации. На севере ...

Почвенно-растительный покров
Первыми исследователями почв Забайкалья являются И.Г. Гмелин, Ф.И. Рупрехт и др. Они определяли характер почв и грунтов в различных местах Забайкалья во время своих экспедиций в первой половине XIII в. Тогда появились первые сведения о забайкальских черноземах, солончаках, а также песчаных и камени ...

Редакционные указания по составлению элементов географической основы карты (в программе Curious World Maps)
Создать проект карты по региону «Европа». Политическую карту Италии взять из списка стран данного региона. Create map project→ Europe Database→ Explorer→ Italy→ Style Sheet→ Political (Рис 4.1). Рис. 4.1 - Создание проекта карты На карту нанести границы провинций и их ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.georoot.ru