Решение кадровой проблемы
Страница 1

Информация » Особенности организации машиностроительного комплекса в РФ » Решение кадровой проблемы

В современной экономической ситуации нельзя рассчитывать на то, что проблема технологического перевооружения российского машиностроения и обеспечение его независимости от внешнего рынка будет решена стихийно. Часть оборудования, внесенного в списки технологий двойного назначения, не производится нашей станко-инструментальной промышленностью, а та, которая производится, серьезно уступает зарубежным аналогам по своим характеристикам.

Технологическое оборудование двойного назначения должно быть заново разработано и поставлено на серийное производство. При этом российское станкостроение, несмотря на острую заинтересованность в перспективных научных разработках, не имеет достаточных для их выполнения кадровых ресурсов.

Высшее профессиональное образование в 2006 году получили 978 тысяч выпускников 655 государственных вузов и 173 тысячи выпускников 413 негосударственных вузов. Государство принимает значительные меры по модернизации высшего образования – прежде всего, осуществляется поддержка инновационных вузов. Объем средств федерального бюджета, направленных на поддержку учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, составил в 2006 году 5 млрд. рублей, 2007 году -15 млрд. рублей, а в 2008 году – уже 40 млрд. рублей. Конкурсный отбор в 2007 определил 17, а в 2008 – 40 вузов-победителей, получивших финансовую поддержку[11]. Происходит качественная модернизация материально-технической базы ведущих российских вузов для обеспечения принципиально нового уровня научных исследований и инновационных разработок по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.

В 2006 году начато создание первых двух национальных университетов в Сибирском и Южном федеральных округах, что позволит обеспечить высокий уровень инновационных разработок, тесную связь учебного процесса и научных исследований. Создание национальных университетов продолжено и в других федеральных округах на конкурсной основе.

Анализ существующих условий приводит к выводу, что наиболее многочисленную и дееспособную группу государственных организаций, на которую может быть возложено решение проблемы двойных технологий, образуют технические университеты.

Главная особенность технических университетов – это то, что они обладают уникальным ресурсом: многочисленным и постоянно обновляющимся контингентом молодых людей, получающих образование. Этот ресурс стабилизирует состояние технических университетов и дает им возможность развиваться. Благодаря этому ресурсу технические университеты в значительной степени сохранили свой кадровый потенциал, а значит, возможность выполнять научно-технические разработки. Университеты машиностроительной и станкостроительной направленности принципиально могут занять место отраслевых НИИ станкоинструментальной промышленности.

Этот процесс замещения отраслевых институтов техническими университетами уже происходит. Сегодня некоторые технические университеты и даже их отдельные научные подразделения превосходят отраслевые институты по суммарному объему выполняемых НИОКР, по количеству занятых в разработках специалистов, по материально-техническому обеспечению НИОКР.

Следуя постепенно возрастающему спросу на НИОКР, технические университеты развивают у себя новые формы организации научной деятельности, например, научно-образовательные центры с функциями выполнения НИОКР и целевой подготовки кадров, специализированные автономные подразделения с преимущественной ориентацией на выполнение научных разработок, опытные производства и центры сертификации.

Кроме выполнения НИОКР по созданию технологий двойного назначения, технические университеты призваны решить и другую важнейшую задачу – кадрового обеспечения процессов технологического перевооружения машиностроения.

Сегодня предприятия станко-инструментальной промышленности, и подразделения машиностроительных предприятий, реализующие проекты технологического перевооружения, остро нуждаются в квалифицированных специалистах. Без решения кадровой проблемы и повышения интеллектуального потенциала станко-инструментальной отрасли невозможно решить проблему двойных технологий, потому что при инерционном развитии отрасли новую конкурентноспособную продукцию просто некому будет ставить на производство и внедрять.

Образовательному комплексу отводится задача обеспечения постоянного притока молодых людей, их начального обучения (в качестве студентов), их дальнейшей ориентации и отбора для научной деятельности. Научно-исследовательский институт в составе технического университета выполняет функции первичного полигона, на котором в рамках студенческих дипломов и аспирантских работ генерируются новые идеи и формируются новые разработки. В специализированном университетском институте повышается квалификация и продолжается отбор научных кадров. Привлекаемые отраслевые институты, в научно-образовательном центре, созданном совместно с техническим университетом, формируют на долгосрочной основе научные коллективы и доводят научные разработки до промышленного внедрения, выполняя функцию «обратной связи» с производственными предприятиями определенной отрасли.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Ускорение воздуха под действием барического градиента
Ветер возникает в связи с неравномерным распределением атмосферного давления, т. е. в связи с наличием горизонтальных разностей давления. Если бы давление воздуха в каждой горизонтальной плоскости (на каждой поверхности уровня) было во всех точках одинаково, ветра не было бы. При неравномерном расп ...

Эволюция представлений о рекреационных ресурсах и рекреационном ресурсопользовании
Стремление организаторов отдыха повысить эффективность рекреационного использования ресурсов требует совершенствования форм и методов рекреационного ресурсопользования. Мираж необъятности запасов как естественных, природных, так и социально-культурных ресурсов уже давно рассеялся. Сейчас всем ясно, ...

Географическое положение
Государство в Юго-Восточной Европе и Юго-Западной Азии. На северо-западе граничит с Болгарией и Грецией, на северо-востоке – с Грузией и Арменией, на востоке – с Ираном, на юге – с Ираком и Сирией. На севере омывается Черным морем, на северо-западе – Мраморным морем, на юге – Средиземным морем, на ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.georoot.ru