В современной экономической ситуации нельзя рассчитывать на то, что проблема технологического перевооружения российского машиностроения и обеспечение его независимости от внешнего рынка будет решена стихийно. Часть оборудования, внесенного в списки технологий двойного назначения, не производится нашей станко-инструментальной промышленностью, а та, которая производится, серьезно уступает зарубежным аналогам по своим характеристикам.
Технологическое оборудование двойного назначения должно быть заново разработано и поставлено на серийное производство. При этом российское станкостроение, несмотря на острую заинтересованность в перспективных научных разработках, не имеет достаточных для их выполнения кадровых ресурсов.
Высшее профессиональное образование в 2006 году получили 978 тысяч выпускников 655 государственных вузов и 173 тысячи выпускников 413 негосударственных вузов. Государство принимает значительные меры по модернизации высшего образования – прежде всего, осуществляется поддержка инновационных вузов. Объем средств федерального бюджета, направленных на поддержку учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, составил в 2006 году 5 млрд. рублей, 2007 году -15 млрд. рублей, а в 2008 году – уже 40 млрд. рублей. Конкурсный отбор в 2007 определил 17, а в 2008 – 40 вузов-победителей, получивших финансовую поддержку[11]. Происходит качественная модернизация материально-технической базы ведущих российских вузов для обеспечения принципиально нового уровня научных исследований и инновационных разработок по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
В 2006 году начато создание первых двух национальных университетов в Сибирском и Южном федеральных округах, что позволит обеспечить высокий уровень инновационных разработок, тесную связь учебного процесса и научных исследований. Создание национальных университетов продолжено и в других федеральных округах на конкурсной основе.
Анализ существующих условий приводит к выводу, что наиболее многочисленную и дееспособную группу государственных организаций, на которую может быть возложено решение проблемы двойных технологий, образуют технические университеты.
Главная особенность технических университетов – это то, что они обладают уникальным ресурсом: многочисленным и постоянно обновляющимся контингентом молодых людей, получающих образование. Этот ресурс стабилизирует состояние технических университетов и дает им возможность развиваться. Благодаря этому ресурсу технические университеты в значительной степени сохранили свой кадровый потенциал, а значит, возможность выполнять научно-технические разработки. Университеты машиностроительной и станкостроительной направленности принципиально могут занять место отраслевых НИИ станкоинструментальной промышленности.
Этот процесс замещения отраслевых институтов техническими университетами уже происходит. Сегодня некоторые технические университеты и даже их отдельные научные подразделения превосходят отраслевые институты по суммарному объему выполняемых НИОКР, по количеству занятых в разработках специалистов, по материально-техническому обеспечению НИОКР.
Следуя постепенно возрастающему спросу на НИОКР, технические университеты развивают у себя новые формы организации научной деятельности, например, научно-образовательные центры с функциями выполнения НИОКР и целевой подготовки кадров, специализированные автономные подразделения с преимущественной ориентацией на выполнение научных разработок, опытные производства и центры сертификации.
Кроме выполнения НИОКР по созданию технологий двойного назначения, технические университеты призваны решить и другую важнейшую задачу – кадрового обеспечения процессов технологического перевооружения машиностроения.
Сегодня предприятия станко-инструментальной промышленности, и подразделения машиностроительных предприятий, реализующие проекты технологического перевооружения, остро нуждаются в квалифицированных специалистах. Без решения кадровой проблемы и повышения интеллектуального потенциала станко-инструментальной отрасли невозможно решить проблему двойных технологий, потому что при инерционном развитии отрасли новую конкурентноспособную продукцию просто некому будет ставить на производство и внедрять.
Образовательному комплексу отводится задача обеспечения постоянного притока молодых людей, их начального обучения (в качестве студентов), их дальнейшей ориентации и отбора для научной деятельности. Научно-исследовательский институт в составе технического университета выполняет функции первичного полигона, на котором в рамках студенческих дипломов и аспирантских работ генерируются новые идеи и формируются новые разработки. В специализированном университетском институте повышается квалификация и продолжается отбор научных кадров. Привлекаемые отраслевые институты, в научно-образовательном центре, созданном совместно с техническим университетом, формируют на долгосрочной основе научные коллективы и доводят научные разработки до промышленного внедрения, выполняя функцию «обратной связи» с производственными предприятиями определенной отрасли.
Еще по теме:
Участие страны в интеграционных процессах и международных организациях
В условиях глобализации странам для большего развития необходимо участие в международных организациях и интеграционных группировках. Япония, как одна из лидеров мировых держав, является членом нескольких экономических организаций. Одной из них является Ассоциация регионального сотрудничества Южной ...
Влияние на деятельность предприятия научно-технического прогресса
Особое место в развитии предприятия в данном регионе занимает научно-технический прогресс. Научно-технический прогресс – это закономерный процесс взаимосвязанного развития научных исследований и их практического использования в производстве. - Повышение производительности труда; - Повышение произво ...
Сходства и различия климата островов Суматра и Калимантан
1. Климат островов морской тропический муссонного типа. Основные черты его таковы: постоянно высокие температуры при среднегодовой 26-270С и колебаниях среднемесячных температур в пределах 20С, а в среднесуточных –в пределах 100С; обилие осадков; высокая относительная влажность (80-90%), но из-за б ...