Заводы отрасли тяжелого машиностроения отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Предприятия отрасли выпускают как детали и узлы (например, валки для прокатных станов), так и отдельных виды оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы).
В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение.
Все факторы территориального тяготения отрасли тяжелого машиностроения самом общем виде можно разделить на четыре группы:
1) внутрипроизводственные факторы, связанные непосредственно с организацией производства на предприятиях машиностроительной промышленности;
2) внепроизводственные факторы, связанные с экономическими и природными условиями в районах размещения машиностроительных предприятий;
3) отраслевые особенности машиностроительных производств;
4) факторы социального характера.
Тяжелое машиностроение относится к сравнительно мобильной отрасли промышленности, и его размещение не определяется только наличием необходимых ресурсов и условий в районах.
Последние при необходимости можно создать за счет широких кооперированных связей между отраслями машиностроения и смежными отраслями промышленности.
Однако в этом случае разница в затратах будет достигаться за счет не только действительной дифференциации стоимостных показателей на ресурсы, но и дополнительных затрат на их транспортирование потребителям.
Отраслевые особенности машиностроительных производств выражают важнейшие технико-экономические показатели, используемые при обосновании размещения предприятий. Для тяжелого машиностроения это материалоемкость продукции, транспортабельность и габаритные размеры продукции и материалов: близость сырьевой базы, возможность повторного использования отходов производства. Так как предприятия тяжелого машиностроения отличаются малой трудоемкостью, наличие трудовых ресурсов не играет решающей роли в размещении. Зато существенное влияние на размещение производства оказывает энергоемкость продукции.
[1] Сайт журнала «Тяжелое машиностроение» - [http://www.tiajmash.ru/]
[2] Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России. Территориальная организация производства и рынка. – М.: КноРус, 2009. – Сю56
[3] Экономическая география России/ под ред. Т. Морозовой. – М.: Юнити-Дата, 2009. – С.127
[4] Симагин Ю.А. Социально-экономическая география. – М.: КноРус, 2009. – С.213
[5] Моисеева Д.В., Емельяненко А.А. Отечественное машиностроение // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. - Т. 8.- № 5.- С. 18
[6] Желтиков В.П. Экономическая география и регионалистика. – М.: Дашков и Ко, 2008. – С.112
[7] Сайт журнала «Тяжелое машиностроение» - [http://www.tiajmash.ru/]
[8] Ананьев Е.И. Социально-экономическая география. – М.: Высшее образование, 2006. – С.73
[9] Григорьев С.Н. Кадровое обеспечение российского машиностроения // Вестник МГТУ Станкин. 2009. - № 1. - С. 5
[10] Григорьев С.Н. Кадровое обеспечение российского машиностроения // Вестник МГТУ Станкин. 2009. - № 1. - С. 5
[11] Григорьев С.Н. Кадровое обеспечение российского машиностроения // Вестник МГТУ Станкин. 2009. - № 1. – С.8
Еще по теме:
Экономический и финансовый центр страны
Нью-Йорк — важнейший экономический центр Соединённых Штатов и всего мира. Нью-Йорк, наряду с Лондоном и Токио, называют одним из трёх основных центров мировой экономики[3]. Валовый региональный продукт городского региона Нью-Йорка в 2007 году составил $1210,2 млрд, что ставило его на первое место с ...
Сельское хозяйство Центрального района
Сельское хозяйство Центрального экономического района занимает скромное место. В Московской области его доля составляет лишь 10% ВРП, в других областях – не намного выше. Однако значение сельскохозяйственной базы района велико (1/6 российского производства). Центр обеспечивает себя картофелем и мно ...
Административное деление
В Бельгии параллельно существует двойная система административного деления. Бельгия разделена на три региона, два из которых делятся на провинции: 1. Фламандский регион: · Провинция Антверпен · Провинция Лимбург · Провинция Восточная Фландрия · Провинция Западная Фландрия · Провинция Фламандский Бр ...