Особенности демографической политики Китая
Страница 1

Информация » Тенденции развития численности населения КНР в 2009-2011 гг. » Особенности демографической политики Китая

Ныне китайскими демографами первоочередное внимание уделяется вопросам теории народонаселения, призванной дать научное обоснование разработке практических мер демографической политики. Еще в начале 1980-х гг. в работе широко известного китайского ученого Лю Чжэна содержалось следующее фундаментальное положение - "наиболее насущной проблемой для Китая в целом является устранение диспропорций в народном хозяйстве и установление рациональной взаимосвязи между воспроизводством населения и производством материальных благ. Это необходимо для скорейшего развития общественных производительных сил и существенного повышения жизненного уровня населения" [7].

Итак, в течение последних десятилетий в Китае эффективно контролировался рост численности населения (благодаря чему оно не превысило к 2000 г. 1,3 млрд. чел., что позволило выйти на подушевой показатель ВВП - 800 долл.). Однако при быстром снижении рождаемости возникают другие проблемы народонаселения - такие как его быстрое старение, что в перспективе ведет к нехватке рабочей силы и избыточным расходам на социальные нужды. Все это может замедлить, в конечном счете, поступательное движение Китая к созданию общества "малого благоденствия".

Ограничение роста населения помогает решать одни проблемы, но порождает новые. Потянулась целая череда трудноразрешимых демографических ребусов. Снижение деторождаемости при удлинении средней продолжительности жизни уже привело к тому, что Китай вплотную столкнулся с проблемой старения населения. Три года назад число жителей страны старше 60 лет перевалило за 100-миллионную отметку и продолжает расти в геометрической прогрессии. По прогнозам экспертов, при сохранении нынешней тенденции в 2040 году число китайцев пожилого возраста достигнет четверти миллиарда и в 2-3 раза превысит количество молодых жителей страны (до 20 лет). Не за горами то время, когда каждой паре работающих супругов придется содержать на иждивении одного ребенка и четверых престарелых, что приведет к дополнительным расходам госбюджета на пенсии, социальное страхование и медобслуживание.

Другой демографической проблемой Китая стал контроль над рождаемостью в среде крестьян, разбросанных по городам в поисках заработка. Число таких не поддающихся точному учету мигрантов превышает 80 миллионов. Уследить за каждым не представляется возможным, поэтому вопрос о планировании воспроизводства населения в их среде практически неразрешим. Как свидетельствует статистика, рекордные показатели рождаемости отмечаются в наиболее отсталых и бедныx районах страны, где широко распространены ранние браки. Наконец, как полагают эксперты, политику ограничения рождаемости нельзя рассматривать отдельно от проблемы образования – по официальным данным, число неграмотных в возрасте старше 15 лет достигает в КНР 180 миллионов, что составляет 15,8% всего населения. И это далеко не полный перечень последствий демографических перемен [17].

В настоящее время возрастная структура населения Китая характеризуется интенсивным ростом количества людей в трудоспособном возрасте. В первые годы существования КНР на молодой возраст приходилось 34% населения, но вследствие жесткой демографической политики, направленной на снижение рождаемости, количество людей в возрасте до 15 лет начало уменьшилось и составляет ныне 33,6% общей численности населения [13].

Ныне китайскими демографами первоочередное внимание уделяется вопросам теории народонаселения, призванной дать научное обоснование разработке практических мер демографической политики. Еще в начале 1980-х гг. в работе широко известного китайского ученого Лю Чжэна содержалось следующее фундаментальное положение – "наиболее насущной проблемой для Китая в целом является устранение диспропорций в народном хозяйстве и установление рациональной взаимосвязи между воспроизводством населения и производством материальных благ. Это необходимо для скорейшего развития общественных производительных сил и существенного повышения жизненного уровня населения" [7].

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Транспорт
Транспорт в Китае начал развиваться ускоренными темпами с 1949 года, пик развития пришёлся на 1980е годы. Строительство в КНР аэропортов, дорог и ж/д путей сильно увеличило занятость населения. Железнодорожный транспорт Китая отвечает за 24 % ж/д перевозок в мире и является одной из основных состав ...

Потребности региона в автомобильных перевозках
Автомобильным транспортом в Иркутской области ежегодно перевозят около 5 млн. т. груза, около 250 млн. пассажиров. Развитая сеть автодорог позволяет доставить грузы автомобильным транспортом почти в любую точку России, а также в Китай и Монголию. Общая протяженность дорог с твердым покрытием – окол ...

Сельское хозяйство
Для японского сельского хозяйства характерен высокий уровень производительности труда и земли, урожайности культур и продуктивности животных. Сельскохозяйственное производство имеет ярко выраженную продовольственную направленность Растениеводство даёт основную часть продукции (около70%), но его уде ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.georoot.ru