Особенности демографической политики Китая
Страница 3

Информация » Тенденции развития численности населения КНР в 2009-2011 гг. » Особенности демографической политики Китая

Важный аспект стратегии развития в Китае – сельские предприятия. В ходе проведения политики «оставлять землю, но не деревню» многие сельские предприятия были основаны в разных частях Китая. В последние годы большая часть динамизма китайского экономического роста коренились в сельских предприятиях. Однако в последнее время эффективность работы сельских предприятий снизилась.

Наиболее слабое место сельского хозяйства Китая – ограниченное количество используемой земли. Средний размер хозяйства на душу населения только 1,5 му (1 му = 0,06 га). [7]

Таким образом, формально демографическая политика Китая, безусловно, успешна: замедление роста населения делает достижение экологически обусловленного предела в 1,8 млрд человек (при всей понятной условности этого показателя) невозможным, даже если население Китая составляет не официальные 1,3 млрд, а называемые иногда 1,5 млрд чел.

Естественно порождаемое жесткими запретами социальное напряжение сдерживается как формальными, так и неформальными послаблениями, – от выдачи разрешений на рождение второго ребенка наиболее социально успешным семьям до относительной слабости контроля рождаемости в сельской местности и отсутствием прямых ограничений рождаемости в отношении национальных меньшинств.

Но главная, стратегическая цель демографических ограничений – стабилизация экологической нагрузки на приемлемом уровне – не решена, ибо стремление расширяющегося и стремящегося к западным стандартам потребления "среднего класса" повышает нагрузки на экосистему (не говоря уже о мировых рынках энергоносителей и продовольствия).

В стратегической перспективе Китаю по-прежнему не хватит воды, почвы и энергии. Уже видно, что и поражающая воображение технологическая революция, и глобальная экспансия (то есть сброс населения вовне) лишь отдаляют кризис, выигрывая время для реализации по-прежнему непонятных решений.

С другой стороны, успешное сокращение рождаемости, естественно, имеет негативные последствия. Переход от крестьянского к индустриальному типу семьи, рост демографической нагрузки на детей по мере старения родителей делает неизбежным качественно новые, значительные, долговременные и растущие социальные расходы.

Эти расходы могут подорвать конкурентоспособность Китая, который в условиях глобального кризиса держит на своих плечах весь мир, и стать самостоятельным фактором сваливания человечества в глобальную депрессию. (Правда, скорее ее вызовут более "быстрые" процессы вроде укрепления юаня или сжатия спроса ЕС и США).

Также старение населения снижает энергетику и предприимчивость общества, повышает инерционность, замедляет демократизацию.

Вхождение в жизнь поколения "маленьких императоров" принесет автоматизацию общества, снижение социальной и национальной солидарности.

Рост числа мужчин, статистически не имеющих возможности найти пару, повышает агрессивность общества. Не факт, что его удастся канализировать в мирные формы внешней экспансии (прежде всего миграцию).

Дефицит женщин повышает их влияние вплоть до матриархата (сколь угодно неформального) и конкурентоспособность китайского общества, так как женский, внелогический тип мышления будет залогом конкурентоспособности при равном доступе к формальной логике, олицетворяемом компьютерами [18].

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Технопарки, технополисы, кластеры как новая форма территориальной структуры производительных сил в условиях научно-технического перевооружения экономики. Опыт зарубежных стран
Начало технопаркам было положено в США в начале 50-х годов, когда был организован научный парк Стэндфордского университета (штат Калифорния). В 80-е годы технопарки в США стали появляться один за другим. На сегодняшний день в США насчитывается более 160 технопарков (более 30% от общего числа техноп ...

Транспорт
Эффективная транспортная система – решающий фактор благосостояния Канады. Вся ее южная часть объединена системой железных дорог, шоссе и авиалинии, в северной части Канады автомобильных дорог очень мало, так как большинство населения проживает в ее южной части. Самой длинной магистралью связывающей ...

Цели оценки воздействия на окружающую среду
Основная цель оценки воздействия на окружающую среду — предотвращение или смягчение негативного воздействия намечаемой хозяйственной или любой другой деятельности на окружающую среду, а также связанных с ней экономических, социальных или иных последствий. Оценка воздействия на природную среду прово ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.georoot.ru