Территориальное разделение труда Вологодской области
Страница 1

Информация » Виды и уровни территориального разделения труда » Территориальное разделение труда Вологодской области

рриториальный труд экономический кооперация вологодский

С 1 января 2006 года в соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Вологодской области образованы 372 муниципальных образования:

26 муниципальных районов

2 городских округа (Вологда и Череповец)

22 городских поселения

322 сельских поселения.

Различия между муниципалитетами Вологодской области по уровню жизни, экономической базе, финансовой обеспеченности и развитию сферы услуг и муниципального хозяйства находятся на достаточно высоком уровне. Выделяют пять групп муниципалитетов, близких по уровню социально-экономического развития, которые можно объединить в экономические зоны региона:

1) Полицентрическая агломерация городов Вологда и Череповец, в которую входят Вологодский, Череповецкий, Шекснинский, Сокольский, Междуреченский, Грязовецкий, Кадуйский, Кирилловский, Усть-Кубинский районы.

2) Западная экономическая зона с центром в г. Бабаево: Бабаевский, Чагодощенский, Устюженский районы.

3) Северо-западная экономическая зона с центром в г. Вытегра: Вытегорский, Белозерский, Вашкинский районы.

4) Северная экономическая зона с центром в г. Харовск: Харовский, Сямженский, Тотемский, Вожегодский, Верховажский районы.

5) Восточная экономическая зона с центром в г. Великий Устюг: Великоустюгский, Кичменгско-Городецкий, Никольский, Бабушкинский, Нюксенский, Тарногский районы.

Центральные города являются наиболее развитыми в зоне, являясь транспортными, промышленными и сельскохозяйственными центрами; к ним тяготеют остальные районы. Основой экономического районирования Вологодской области является агломерация как форма реализации экономического потенциала центральных городов при одновременном сдерживании их роста. Формирование Вологодской агломерации - одна из важнейших тенденций современных процессов урбанизации и развития производительных сил в регионе. Ее сутью является превращение Вологды и Череповца в центры системы расселения, все населенные пункты которых тяготеют в экономическом, социальном, и культурном отношениях к этим городам. В агломерациях такого рода открываются новые возможности для разделения труда между центром и периферией, дифференцированного распределения всех форм социальной активности населения.[8]

Все возрастающее значение приобретает полимагистрализация: возникают инфраструктурные коридоры, в которых линии разных видов транспорта следуют более или менее общей трассой. Выделение экономических зон и их центров в области позволяет вычленить на территории региона опорный каркас. Понятие опорного каркаса тесно связано с понятиями территориального разделения труда, экономического районирования и территориальной концентрации. Экономическая дифференциация территории, ее специализация на производстве тех видов продукции, для которого она располагает наилучшими предпосылками, приводит к формированию экономических районов и системы взаимодействия между ними.

В связи с этим в Вологодской области выделено четыре функционально-планировочных коридора, которые вытянуты вдоль основных транспортных магистралей и планировочно связывают центральное агломерационное ядро области с зонами экономического развития соседних регионов. Вдоль «коридоров развития» формируются многофункциональные территориально - планировочные зоны (зоны экономической активности).[9]

1. Западный (Вологда – Череповец – Чагода) с выходом в Ленинградскую область и на С.-Петербург.

Включает в себя формирующуюся агломерацию Вологды и Череповца и проходит по территории 7 районов (Вологодский, Шекснинский, Череповецкий, Кадуйский, Бабаевский, Устюженский и Чагодощенский).

В рамках коридора выделяются три зоны экономической активности:

• Многофункциональная зона Вологодско-Череповецкой агломерации, включая пгт. Шексна и формирующийся индустриальный парк;

• Устюженская аграрно-туристско-рекреационная зона специализируется на развитии туриндустрии и пищевой промышленности;

• Бабаевско-Чагодощенская индустриально-транспортная зона с основной специализацией на деревообработке, пищевой и стекольной промышленности. Зона расположена на границе Вологодской области с Ленинградской, а также имеет хорошие транспортные связи с Тверской и Новгородской областями. Это способствует широкому развитию межрегиональных связей по взаимным поставкам продукции и сырья.

В пределах агломерации Вологда-Шексна-Череповец, формируется значительный социально-экономический, промышленный потенциал. Это наиболее освоенная в хозяйственном отношении и плотно заселенная территория области. Территория агломерации становится многофункциональной зоной экономической активности с преимущественным акцентом на развитии металлургии и машиностроения, обработки древесины, где также размещены центры развития молочного и льняного кластеров.[9]

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Внешнеэкономические связи
Структура внешней торговли: доля экспорта составила 71%, импорта – 29%. Основная статья вывозимых за рубеж товаров – черные металлы. В пятерку крупнейших экономических партнеров Южного Урала входят Казахстан, Турция, Нидерланды, Украина и США. На них приходится более половины экспортируемых товаров ...

Геоэкологические проблемы атмосферы
Загрязнение атмосферы происходит в результате работы промышленности, транспорта и некоторых других отраслей производства, которые выбрасывают в атмосферу как твердые частицы (аэрозоли), так и газообразные вещества. Из этих веществ наиболее опасен диоксид серы (SО2), вызывающий кислотные осадки. Так ...

Центробежная сила
Тело, двигающееся с постоянной скоростью по окружности, все время изменяет направление своего движения и, следовательно, испытывает ускорение. Это ускорение направлено к мгновенному центру кривизны траектории и называется центростремительным ускорением. Следовательно, чтобы оставаться на окружности ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.georoot.ru