Природные условия и природные ресурсы в макроэкономической модели
Страница 3

Информация » Природные условия и природные ресурсы в макроэкономической модели » Природные условия и природные ресурсы в макроэкономической модели

Все более важным становится многократное повторное использование уже добытого сырья. В этом случае оценка исчерпаемых ресурсов может значительно измениться. Например, создание систем оборотного или замкнутого водопотребления в промышленности позволяет значительно сократить использование чистой воды. Включение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов и отходов производства дает большой экономический и одновременно - экологический эффект. Как известно, под отходами с экономической точки зрения понимаются непригодные для производства данной продукции виды сырья, его неупотребимые остатки или возникающие в ходе технологического процесса вещества так же не используемые в данном производстве - твердые, жидкие, газообразные, а также тепло и энергия. Подсчитано, что почти 70-80 % потребностей мирового хозяйства в энергии, топливе, сырье и материалах могут быть удовлетворены за счет их повторного использования. В частности, 20-25 % металла, содержащегося в выброшенных на свалку отходов потребления, может быть вновь вовлечено в оборот при незначительных затратах, а еще 40-45% - при специальной обработке.

Себестоимость цветных металлов, получаемых из лома или отходов, в 3-6 раз ниже, чем из рудного сырья. Вторичное сырье может дать почти половину объема выплавляемой стали. Вторичная переработка лома цветных металлов потенциально может давать ежегодно 1/5 мировой продукции меди, более 1/3 олова, 1/3 алюминия, около 1/5 цинка. Использование 1 т лома черных металлов позволяет экономить 3,5-4 т сырой железной руды, а также марганцевую руду и нерудное металлургическое сырье. При этом экономятся энергетические ресурсы: 1 т лома цветных металлов сберегает 1,5 т коксующихся углей. Экологические последствия вторичного использования сырья могут быть даже более существенными, чем экономические. Например, применение вторичных ресурсов металлов вместо производства чугуна уменьшает выбросы в атмосферу в 7-8 раз, загрязнение вод — в 4 раза, количество образующихся твердых отходов — в 16 раз.

До последнего времени месторождения природных ресурсов разрабатывались выборочно — в первую очередь осваивались самые богатые, удобно расположенные и крупные. Маловероятно, что даже в условиях дефицита или истощения ряда ресурсов человечество обратится к обычным горным породам и морской воде, чтобы извлекать из них большинство минеральных ресурсов, теряя при этом интерес к их локальным концентрациям.

В настоящее время наметилась иная тенденция. В результате глобального относительного истощения наиболее богатых месторождений и перехода на все более бедные и неудобно расположенные источники полезных ископаемых, источником природных ресурсов все чаще становятся огромные отвалы вокруг старых рудников, из которых полезные вещества можно извлечь с помощью современных технологий обогащения. Например, вокруг старых рудников по добыче меди, цинка, свинца, железных руд и др. металлов скопилась масса отвалов с низким содержанием тех или иных полезных ископаемых, которые фактически являются отложенными для будущего использования отходами горнодобычи. В то же время по-прежнему огромны потери природных ресурсов и ущерб, который наносится среде в процессе разработки месторождений полезных ископаемых. Так, при добыче подземным способом в недрах в среднем теряется из-за несовершенных или слишком дорогих технологий 20-45 % угля, 15-25 % руд черных и цветных металлов, 20-60 % горно-химического сырья. В среднем по отдельным месторождениям доля извлеченной нефти по отношению к разведанным запасам составляет лишь 50-60 %. Потери попутного газа составляют только в нашей стране порядка 20 млрд т/год, и он по-прежнему в основном сжигается в факелах. В этих отраслях предстоит внедрять новые ресурсосберегающие технологии, а также более комплексно использовать добываемое сырье.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Транспорт
На данный момент важнейшим видом транспорта во Франции является автомобильный, который все больше и больше вытесняет железнодорожный. Длина железной дороги во Франции составляет 35 тысяч километров, а протяженность втомобильных дорог национального значения свыше 90 тысяч километров. Главнейшим тран ...

Терроризм и преступность
Брюссель, по различным источникам, таким как Интерпол и местные газеты, считается одним из центров радикализации населения и рекрутирования людей в террористические организации, такие как Аль Каида. Вербовка обычно происходит в мечетях с последующей основной подготовкой в Афганистане. Недавно терро ...

Тенденции развития отдельных отраслей авиастроения
Военное авиастроение Военное авиастроение – основа всего авиастроения в промышленно развитых странах. Оно включает в себя разработку и создание стратегических бомбардировщиков, истребителей, тренировочных, военно-транспортных самолетов и т.д. Особенностью этой отрасли также является и то, что госуд ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.georoot.ru