При сопоставлении национальных и региональных экономик, их можно соответственно разделить на три группы:
1. Представительницы центра, с преобладающей сферой услуг.
Доля третичного и четвертичного секторов в производстве ВНП составляет в этих регионах 60-65% и доля занятости 60-70% Они специализируются на следующих сферах деятельности четвертичного сектора экономики: организационно-управленческой, консультационной, научно-исследовательской (фундаментальная наука) и научно-проектировочной (прикладная наука), сфере деловых услуг.
2. В общественном производстве регионов и стран полупериферии преобладает вторичный сектор, составляя 50-70% общего производства. При этом индустриально-промышленное производство представлено в основном «традиционными» отраслями (ресурсодобывающие, металлургические, тяжелое машиностроение, производство стандартной продукции массового потребления). По отношению к мировым инфраструктурам данные регионы выступают в основном рядовыми пользователями.
3. Периферия мирового развития характеризуется преобладанием первичного сектора (аграрная специализация, торговля природными ресурсами). Четвертичный сектор практически не развит, а третичный формируется преимущественно за счет мелкотоварной кустарной торговли и ремесленных услуг. Немногие из периферийных стран и регионов имеют развитый рекреационный сектор, соответствующий международным стандартам. Технологически периферия наименее сильно интегрирована в мировое хозяйство.
Рассмотрение наиболее развитых регионов в качестве своеобразных инновационных центров дает представление лишь о высших критериях развития общественного производства, но не дает полной его картины. Более полное рассмотрение современной модели общественного производства возможно при уточнении понятия «экономической инновации». Закономерности технических и экономических нововведений стали изучаться только в начале 20 века. Пожалуй, первое интересное, специфически инновационное наблюдение было сделано российским исследователем Н.Д. Кондратьевым в 20-х годах. Он обнаружил существование так называемых «больших циклов» развития экономики, связанных с базовыми техническими нововведениями и сменой поколений средств производства. И. Шумпетер увидел здесь возможность ускоренного преодоления очередного спада через активизацию радикальных технико-экономических нововведений. Вскоре была установлена еще одна возможность использования нововведений. Выяснилось, что источником прибыли может стать не только изменение цен или экономия на затратах, но и радикальная смена выпускаемого изделия. Фирмы стали разрабатывать свою «инновационную политику» – динамичную систему продуктных нововведений, обеспечивающих рынок в соответствии с его конъюнктурой. Можно утверждать, что теории современного маркетинга основываются не столько на ценовом механизме, сколько на инновационном.
Становление инновационного типа общественного производства в регионах стран «Центра» стало возможным лишь по тому, что создан полный инновационный производственный цикл, в котором отдельные страны и регионы специализируются на различных фазах инновационного процесса: центральные – на производстве новшеств и контроле за инновационным процессом в целом, полупериферийные – на освоении и массовом тиражировании нововведения, периферия – на рутинизации и утилизации нововведения.
Новое инновационное содержание мирового общественного производства требует новых соответствующих экономических и технологических форм организации его функционирования.
Новым содержанием на современном этапе наполняется содержание регионального развития, важнейшим фактором которого становится процесс пространственной передачи (диффузии) новых видов производств. А характер развития региона определяется местом и ролью его в этом процессе. Большинство получивших наибольшее признание современных концепций регионального развития – это концепции «диффузионно-инновационного» толка, т.е. пространственной передачи новшества.
Еще по теме:
Потребности региона в электронном транспорте
«Иркутскэнерго» поставляет энергию по ЛЭП напряжением 220 кВт в республику Бурятию, Читинскую область, Монголию. В перспективе – Китай и Северная Корея. ...
Экономические связи Южной Кореи
Страны Запада Торговые отношения со странами Запада включают в себя экономическое партнерство, прежде всего с США и Европейским Союзом. США являются главным экономическим партнёром Южной Кореи. Кроме того, Южная Корея занимает седьмое место в списке торговых партнёров США, опережая многие развитые ...
Население
Общая численность населения Калганского района в 2002 году составила 10500 человек. Плотность населения – 4 человека на 1 км2. Среднегодовые темпы прироста населения крайне неравномерны. Наибольшие темпы отмечены во второй половине 70-х и в начале 80-х гг. С середины 80-х гг. рост населения замедли ...