Региональное развитие и региональная политика
Страница 2

Информация » Экономическая и социальная география » Региональное развитие и региональная политика

Важнейшей задачей регионального развития сегодня все больше является занятие наиболее выгодных позиций в мировом инновационном производственном цикле, в цепочке пространственной передачи новых видов производств и технологической иерархии. Выделена даже новая тенденция в международном разделении труда – комплиментарность или взаимодополняемость, как соединение внутренних и внешних факторов с целью максимального использования имеющихся или специально создаваемых преимуществ в международном разделении труда для достижения наибольшей эффективности как в экономической, так и в социальной сфере. Не случайно все больше в качестве показателя конкурентоспособности региона выдвигается степень его инновационности, как способности к самообновлению, адаптации к изменениям и генерированию научно-технического прогресса.

Можно определить региональную политику государства, как сферу деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающую, как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

Объединение в рамках региона различных подсистем социально-экономических отношений в свою очередь определяет множественность направлений региональной политики, среди которых основными являются:

· экономическая политика, направленная на смягчение региональных экономических диспропорций.

· социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.

· демографическая политика, предполагающая регулирование со стороны государства естественного и механического движения населения.

· экистическая (поселенческая) политика, направленная на повышение эффективности использования территориальных ресурсов конкретного региона путем оптимального размещения производства, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов.

· экологическая политика, предполагающая улучшение экологической ситуации в регионе.

· научно-техническая политика, нацеленная на регулирование взаимосвязей между размещением научных центров и производительных сил, региональные перемещения научных кадров и т.д.

Однако своеобразным жестким ядром региональной политики является реализация экономических целей регионального развития, так как механизмы достижения необходимых социальных, демографических и социологических условий неизбежно связаны с наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованием финансово-экономических рычагов стимулирования и принуждения (например, формирование на региональном уровне эффективной системы экологических налогов и штрафов способно стать предпосылкой для активизации природоохранной деятельности предприятий, создание особых экономических зон, технополисов и т.д.).

Другим важным моментом является законодательное обеспечение региональной политики.

В 1989 году ЕС была проведена реформа, так называемых, Структурных фондов: Европейского Фонда Регионального Развития, Секции ориентации Европейского Фонда Ориентации и Гарантии для Сельского Хозяйства, Европейского Социального Фонда, Финансового Фонда Ориентации Рыболовства. Именно тогда были выработаны четкие принципы деятельности фондов, а, фактически, и коммунитарной региональной политики. Реформа базировалась на четырех основных принципах:

· всемерная концентрация средств в наиболее нуждающихся регионах;

· программный, а не проектный подход;

· партнерство на всех уровнях: от национального до местного;

· совместное выделение средств из наднационального и национального бюджетов.

Реформа предусматривала резкое увеличение выделения финансовых средств на мероприятия региональной политики (фактически их удвоение); были выделены основные типы регионов, получающих помощь через Специальные Фонды (так называемое Objectives). Маастрихтский договор предусмотрел создание нового фонда – Фонда Сплочения (Cohesion Fund) – специально для «подтягивания» четырех беднейших стран – Испании, Португалии, Греции и Ирландии.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Средства размещения
По всей стране турист может выбрать фешенебельный отель, размещенный в замке, или отель в загородном доме с прекрасным садом, уютную деревенскую гостиницу или пансион, снять комнату в доме сельского фермера или апартаменты с самообслуживанием, либо воспользоваться кемпингом. В больших и маленьких г ...

Сельское хозяйство
В 1949 году в структуре общественного производства и национального дохода Китая на сельское хозяйство приходилось около 70%. За годы послереволюционного развития относительное значение сельского хозяйства уменьшилось, но его положение как базовой отрасли экономики сохранилось, оно остается главным ...

Население
Население Бельгии составляет около 10,58 млн. человек по данным на январь 2007 года. Подавляющую часть населения Бельгии составляет городское население – 97% в 2004 году. Бельгия отличается высокой плотностью населения (342 человека на км²), уступая по этому параметру в Европе только Нидерланд ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.georoot.ru