Региональное развитие и региональная политика
Страница 2

Информация » Экономическая и социальная география » Региональное развитие и региональная политика

Важнейшей задачей регионального развития сегодня все больше является занятие наиболее выгодных позиций в мировом инновационном производственном цикле, в цепочке пространственной передачи новых видов производств и технологической иерархии. Выделена даже новая тенденция в международном разделении труда – комплиментарность или взаимодополняемость, как соединение внутренних и внешних факторов с целью максимального использования имеющихся или специально создаваемых преимуществ в международном разделении труда для достижения наибольшей эффективности как в экономической, так и в социальной сфере. Не случайно все больше в качестве показателя конкурентоспособности региона выдвигается степень его инновационности, как способности к самообновлению, адаптации к изменениям и генерированию научно-технического прогресса.

Можно определить региональную политику государства, как сферу деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающую, как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

Объединение в рамках региона различных подсистем социально-экономических отношений в свою очередь определяет множественность направлений региональной политики, среди которых основными являются:

· экономическая политика, направленная на смягчение региональных экономических диспропорций.

· социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.

· демографическая политика, предполагающая регулирование со стороны государства естественного и механического движения населения.

· экистическая (поселенческая) политика, направленная на повышение эффективности использования территориальных ресурсов конкретного региона путем оптимального размещения производства, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов.

· экологическая политика, предполагающая улучшение экологической ситуации в регионе.

· научно-техническая политика, нацеленная на регулирование взаимосвязей между размещением научных центров и производительных сил, региональные перемещения научных кадров и т.д.

Однако своеобразным жестким ядром региональной политики является реализация экономических целей регионального развития, так как механизмы достижения необходимых социальных, демографических и социологических условий неизбежно связаны с наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованием финансово-экономических рычагов стимулирования и принуждения (например, формирование на региональном уровне эффективной системы экологических налогов и штрафов способно стать предпосылкой для активизации природоохранной деятельности предприятий, создание особых экономических зон, технополисов и т.д.).

Другим важным моментом является законодательное обеспечение региональной политики.

В 1989 году ЕС была проведена реформа, так называемых, Структурных фондов: Европейского Фонда Регионального Развития, Секции ориентации Европейского Фонда Ориентации и Гарантии для Сельского Хозяйства, Европейского Социального Фонда, Финансового Фонда Ориентации Рыболовства. Именно тогда были выработаны четкие принципы деятельности фондов, а, фактически, и коммунитарной региональной политики. Реформа базировалась на четырех основных принципах:

· всемерная концентрация средств в наиболее нуждающихся регионах;

· программный, а не проектный подход;

· партнерство на всех уровнях: от национального до местного;

· совместное выделение средств из наднационального и национального бюджетов.

Реформа предусматривала резкое увеличение выделения финансовых средств на мероприятия региональной политики (фактически их удвоение); были выделены основные типы регионов, получающих помощь через Специальные Фонды (так называемое Objectives). Маастрихтский договор предусмотрел создание нового фонда – Фонда Сплочения (Cohesion Fund) – специально для «подтягивания» четырех беднейших стран – Испании, Португалии, Греции и Ирландии.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Бюджет страны
Бюджет страны разрабатывается министерством планирования и бюджета и утверждается парламентом страны. В 2006 году бюджет предполагает рост номинального ВВП на 7,5 %. Уровень расходов увеличился на 5,9 % по сравнению с бюджетом 2005 года до 220 трлн. вон (около 230 млрд. долларов). Внешний долг пред ...

Электричество облаков и осадков
Капли облаков и туманов, как и твердые элементы в них, чаще бывают электрически заряженными, чем нейтральными. Наиболее часто встречаются такие туманы, все капли которых несут заряды одного знака; но примерно в 25% случаев капли заряжены разноименно. Средний заряд капелек в туманах имеет порядок ве ...

Население
Численность населения Белоруссии в 1990-е гг. практически не изменялась — 10,2 млн. чел. В динамике населения резко выделяется период после чернобыльской трагедии. Именно с этого времени начинает снижаться рождаемость и увеличиваться смертность, а с 1993г. наблюдается превышение смертности над рожд ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.georoot.ru