Экономика качества окружающей среды
Страница 1

Информация » Экономическая и социальная география » Экономика качества окружающей среды

Качество окружающей среды – характеристика состава и свойств окружающей среды. Нерегулируемый рынок и погоня за прибылью приводит к ухудшению качества окружающей среды.

Под загрязнением окружающей среды понимают нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления веществ и соединений. Основной источник загрязнения – это возвращение в природу массы отходов, которые образуются в процессе производства и потребления человека. При этом следует различать количественное и качественное загрязнение. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах. Качественное загрязнение связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых в первую очередь промышленностью органического синтеза.

Существует три пути решения природоохранительных проблем:

1) создание очистных сооружений;

2) разработка природоохранительных технологий;

3) рациональное размещение грязных производств.

В результате роста загрязнения окружающей среды началось массовое движение в защиту природы. Многие страны проводят государственную экологическую политику и политику природопользования. Эти мероприятия включают в себя разработку природоохранительных законов и создание природоохранительных органов окружающей среды.

В настоящее время разработаны международные программы защиты окружающей среды. В системе ООН существует специальная программа по охране окружающей среды ЮНЕП, которая объединяет все страны.

Один из путей охраны природопользования – штрафы за загрязнение окружающей среды (согласно теории внешних эффектов, в целях уравнения частных издержек загрязнителей с общественными). Другие методы – налоги, целевые субсидии и льготы (поощрительные методы).

Как правило, в общих вопросах, возникающих в связи с качеством окружающей среды, можно выделить несколько аспектов, частных вопросов:

· о величине интересующих характеристик (например, концентраций загрязняющих веществ) в конкретном месте (водном объекте);

· о величине и природе нормативов, установленных для этих характеристик;

· о свойствах обнаруженных загрязняющих веществ или других факторов воздействия – их опасности для человека и других организмов, возможных источниках, путях распространения и т.п.

В соответствии с природоохранным законодательством Российской Федерации нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

За качеством окружающей среды в РФ следят следующие государственные организации: Росгидромет, Госкомэкология, Госсанэпиднадзор, Министерство природных ресурсов РФ.

Значительную часть нормативов качества окружающей среды составляют хорошо известные ПДК – предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в той или иной среде. Важно отметить, что эти нормативы зависят не только от вещества и природной среды, но и от способа и времени воздействия на организм человека. Так, для содержания веществ в воздухе установлены нормативы для разового воздействия, постоянного воздействия, а также для рабочей зоны.

Нормативы воздействия на окружающую среду для хозяйственных объектов разрабатываются в форме проектов томов ПДВ и ПДС. Предельно допустимый выброс (ПДВ) – масса вещества в отходящих газах, максимально допустимая к выбросу в атмосферу в единицу времени. Предельно допустимый сброс (ПДС) – масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени. Нормы ПДВ и ПДС устанавливаются для каждого источника загрязнения на предприятии и для каждой примеси с учетом комбинированного воздействия.

Действующими нормативными актами определены два основных механизма, целью которых является учет воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду при принятии решений. Это экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. Эффективность природоохранных мероприятий рассчитывается по модели «затраты – выпуск». Борьба с загрязнениями должна быть экономически, социально и экологически выгодной.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.georoot.ru