Транспорт. В 1999 г. всеми видами транспорта было перевезено 6,4 млрд т грузов (грузооборот — 552 млрд т-км), в том числе автомобильным — 53,2%, морским — 42,2%, железнодорожным - 4,4%, авиационным - 0,2%. Все виды пассажирского транспорта перевезли в 1999 г. 84,4 млрд чел., в том числе автомобильным – 66,1%, железнодорожным – 28,6%, воздушным – 4,9%, морским – 0,4%.
Протяженность железных дорог — 23 654 км, из них 15 895 км электрофицированы. На скоростных линиях «синкансэн» поезда развивают скорость до 300 км/ч. Длина автодорог в расчете на квадратный километр площади в Японии — 3,0 км, практически все дороги имеют износоустойчивое покрытие. В 2000 г. в Японии было зарегистрировано 68,5 млн автотранспортных средств, из них 69% приходилось на легковые автомобили, 30% — на грузовики, 1% — на автобусы. [1, с. 567]
Большая часть морских перевозок приходится на зарубежные линии. На каботажных маршрутах выполняется примерно 40% внутренних грузовых перевозок. Общий тоннаж морских судов составляет 19,2 млн т (4% мирового тоннажа). На долю воздушного транспорта приходится до 80% международных пассажирских перевозок, а также срочных грузов.
Связь. В 1999 г. имелось 737 тыс. телефонов общественного пользования, 55,6 млн абонентов со стационарными телефонными аппаратами и 56,8 млн абонентов с мобильными телефонными аппаратами. Доступом к системе Интернет на ту же дату располагали 34% домашних хозяйств, 44,8% предприятий с числом занятых не менее 5 чел. и 95,8% предприятий с числом занятых от 300 чел. По состоянию на март 2001 г. в стране действовали 5,6 тыс. провайдеров услуг в системе Интернет.
Социальная сфера. Рецессия 90-х гг. создала ряд очагов напряженности в социальной сфере. Безработица достигла в середине 2001 г. 5% численности экономически активного населения, в 2002 г. уже 5,4%. Прекратился рост номинальной и реальной зарплаты, сократились располагаемые доходы. Усилилась стратификация общества. Вместе с тем благосостояние, достигнутое населением страны в минувшие десятилетия, позволяет сохранить достаточно высокий жизненный уровень. [1, с. 568]
Внешнеэкономические связи. В течение всего послевоенного периода внешнеэкономическая стратегия сводилась к форсированию экспорта готовой продукции для оплаты во все возрастающих масштабах ввоза сырья и передовых технологий, при этом внутренний рынок защищался четко отлаженной системой тарифных и нетарифных барьеров. Такая система не могла не вызывать недовольства у торговых партнеров. По мере роста экономического могущества Японии, совершенствования ее производственного аппарата, удорожания рабочей силы страна начала сопровождать товарный экспорт экспортом капитала и поэтапной либерализацией своего внутреннего рынка. Таможенные тарифы Японии теперь одни из самых низких в мире, система нетарифных барьеров близка к полному демонтажу, рынок практически открыт, за исключением нескольких видов сельскохозяйственной продукции, японские ТНК активно поглощают зарубежные компании или создают с ними стратегические альянсы.
Еще по теме:
Влияние демографического фактора на
социально-экономическую ситуацию региона
В современных условиях развития общества роль демографического фактора заметно возрастает. Население, составляя основу общества, зависит от множества экономических, социальных, политических процессов, которые оказывают существенное влияние на изменение его численности, структуры естественного и миг ...
Основные хар-тики солн. радиации
Электромагнитн. радиация Солнца или излучение – форма материи, отличная от вещ-ва. Частным случаем ее явл. видимый свет. К ней относится и невидимые глазом гамма-лучи, рентгеновское, ультрафиолетовое, инфракрасное излучение и радиоволны. Радиация распр-ся по всем направлениям от источника излучения ...
Физико-географические провинции и области
На территории Средней Сибири выделяют две главные провинции: 1. Провинция горно-ледниковых тундровых и лесотундровых среднегорий и моренно-морских равнин занимает северную часть Средней Сибири. Провинция характеризуется значительным дифференцированием неотектонических подъемов. Наибольшие подняти ...