Япония: экономико-географическое положение

Информация » Япония: экономико-географическое положение

В течение последних лет Япония неизменно приковывает к себе внимание исследователей и наблюдателей остального мира, пытающихся выяснить “загадки” весьма неординарного развития Страны восходящего солнца. Действительно, как это удалось Японии, потерпевшей жестокое поражение в войне, понесшей огромный материальный и моральный ущерб, практически в течение жизни одного поколения не только подняться из руин и разрухи, но и превратиться в первоклассную экономическую державу, лидирующую во многих областях промышленности и торговли, науки и техники.

Невиданные темпы промышленного развития, которые ежегодно достигались японской экономикой на протяжении трёх десятилетий до сих пор изучаются экономистами всего мира, приводятся в качестве примера и указывают путь для развивающихся стран. Промышленное развитие и экономический рост Японии интересны как уникальное явление современности, но особенно впечатляют достигнутые Японией результаты, если принимать во внимание очевидную непригодность географических и климатических условий, в которых приходилось развиваться этой стране.

Геополитическое положение Японии нельзя отнести к числу благоприятствующих развитию “свободной” рыночной конкуренции. Прежде всего, это высокая плотность населения, сосредоточенного на очень узких полосках пригодной для хозяйственного использования земли при крайне незначительной наделенности природными ресурсами, в особенности минеральным сырьем. Почти полностью отсутствуют собственные энергоносители (исключая гидроэнергию). Общей мягкости климатических условий страны противостоит ее постоянная подверженность природным катастрофам. Можно даже сказать, что Япония лежит в узле землетрясений, вулканических извержений и мощных тайфунов. Сельское хозяйство страны нуждается в постоянных и крупномасштабных мелиорационных работах. Промышленное, жилищное и транспортное строительство удорожается необходимостью антисейсмических мероприятий, рассчитанных на наиболее мощные удары подземной стихии. Япония позже всех индустриальных стран вступила на путь развития и вынуждена была длительное время догонять развитые капиталистические страны, причем в первый период Мэйдзи в условиях навязанных ей силой неравноправных торговых договоров. В начальный период своего индустриального развития Япония находилась как бы на задворках мировой экономики, и лишь в последние десятилетия центр мировой экономики перемещается из Средиземноморско-атлантической зоны в Тихоокеанский регион. После Второй мировой войны страна, пережившая страшный моральный шок атомных бомбардировок, лежала в развалинах и была оккупирована иностранной армией. Потерю колоний, в особенности, Манчжурии и Кореи, где была сосредоточена значительная часть производственного потенциала Японии и где имелись значительные минеральные ресурсы, в том числе, энергоносители (каменный уголь), можно по экономическим последствиям сравнить с последствиями распада Советского Союза для нынешней России.

Пройти через все эти испытания Японии помог несгибаемый дух японского народа, сумевшего выстроить свою особую экономическую организацию, опиравшуюся на старые и даже древние традиции. Ее можно охарактеризовать, как специфически японский вариант государственного капитализма или как патерналистский государственно-корпоративный капитализм. Эта система обеспечила необходимый эффект, который позволил не только преодолеть неблагоприятные геополитические факторы и превратить их в преимущества, но и вывести страну в ряды крупнейших экономических держав мира.

Еще по теме:

Машиностроительный комплекс
Машиностроительный комплекс Сибирского федерального округа включает энергетическое машиностроение (создание турбин и генераторов - в Новосибирской области, котлов - в Алтайском крае), создание оборудования для угольной индустрии (Кемеровская, Новосибирская, Томская области), станкостроение (Новосиб ...

Транспорт
Шри-Ланка - главное значение для страны имеет авиатранспорт. Международный аэропорт расположен в Коломбо. Длина автомобильных дорог составляет свыше 21,5 тыс. км. Длина железных дорог - около 1,5 тыс. км. Маврикий - главный морской порт и аэропорт страны — Порт-Луи. Ведущую роль в международном соо ...

Природа
Рельеф местности. Саудовская Аравия занимает почти 80% территории Аравийского п-ова и несколько прибрежных островов в Красном море и Персидском заливе. По устройству поверхности большая часть страны -- обширное пустынное плато (высота от 300-600 м на востоке до 1520 м на западе), слабо расчлененное ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.georoot.ru