В течение последних лет Япония неизменно приковывает к себе внимание исследователей и наблюдателей остального мира, пытающихся выяснить “загадки” весьма неординарного развития Страны восходящего солнца. Действительно, как это удалось Японии, потерпевшей жестокое поражение в войне, понесшей огромный материальный и моральный ущерб, практически в течение жизни одного поколения не только подняться из руин и разрухи, но и превратиться в первоклассную экономическую державу, лидирующую во многих областях промышленности и торговли, науки и техники.
Невиданные темпы промышленного развития, которые ежегодно достигались японской экономикой на протяжении трёх десятилетий до сих пор изучаются экономистами всего мира, приводятся в качестве примера и указывают путь для развивающихся стран. Промышленное развитие и экономический рост Японии интересны как уникальное явление современности, но особенно впечатляют достигнутые Японией результаты, если принимать во внимание очевидную непригодность географических и климатических условий, в которых приходилось развиваться этой стране.
Геополитическое положение Японии нельзя отнести к числу благоприятствующих развитию “свободной” рыночной конкуренции. Прежде всего, это высокая плотность населения, сосредоточенного на очень узких полосках пригодной для хозяйственного использования земли при крайне незначительной наделенности природными ресурсами, в особенности минеральным сырьем. Почти полностью отсутствуют собственные энергоносители (исключая гидроэнергию). Общей мягкости климатических условий страны противостоит ее постоянная подверженность природным катастрофам. Можно даже сказать, что Япония лежит в узле землетрясений, вулканических извержений и мощных тайфунов. Сельское хозяйство страны нуждается в постоянных и крупномасштабных мелиорационных работах. Промышленное, жилищное и транспортное строительство удорожается необходимостью антисейсмических мероприятий, рассчитанных на наиболее мощные удары подземной стихии. Япония позже всех индустриальных стран вступила на путь развития и вынуждена была длительное время догонять развитые капиталистические страны, причем в первый период Мэйдзи в условиях навязанных ей силой неравноправных торговых договоров. В начальный период своего индустриального развития Япония находилась как бы на задворках мировой экономики, и лишь в последние десятилетия центр мировой экономики перемещается из Средиземноморско-атлантической зоны в Тихоокеанский регион. После Второй мировой войны страна, пережившая страшный моральный шок атомных бомбардировок, лежала в развалинах и была оккупирована иностранной армией. Потерю колоний, в особенности, Манчжурии и Кореи, где была сосредоточена значительная часть производственного потенциала Японии и где имелись значительные минеральные ресурсы, в том числе, энергоносители (каменный уголь), можно по экономическим последствиям сравнить с последствиями распада Советского Союза для нынешней России.
Пройти через все эти испытания Японии помог несгибаемый дух японского народа, сумевшего выстроить свою особую экономическую организацию, опиравшуюся на старые и даже древние традиции. Ее можно охарактеризовать, как специфически японский вариант государственного капитализма или как патерналистский государственно-корпоративный капитализм. Эта система обеспечила необходимый эффект, который позволил не только преодолеть неблагоприятные геополитические факторы и превратить их в преимущества, но и вывести страну в ряды крупнейших экономических держав мира.
Еще по теме:
Экономическое развитие
ТАБЛИЦА ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Чехия Польша Беларусь ЦВЕ и СНГ Мир в целом ВВП (по ППС) (2004; млрд. долл.) 198,3 495,4 68,50 3545 55970,3 ВВП (по ППС) (2006; млрд. долл.) [14; оценка] 221.4 542.6 80.74 3 950,5 65 000 ВВП на душу населения (по ППС) (2004; долл.) 19 408 12 974 6 970 8 802 ...
Полупроводниковая промышленность
Полупроводниковая промышленность производит интегральные микросхемы и полупроводниковые приборы, такие как диоды и транзисторы. В Южной Корее данная отрасль является одной из важнейших в экономической структуре. Её бурное развитие началось в середине 1980-х годов. В результате, начиная с 1992 года, ...
Потребности региона в автомобильных перевозках
Автомобильным транспортом в Иркутской области ежегодно перевозят около 5 млн. т. груза, около 250 млн. пассажиров. Развитая сеть автодорог позволяет доставить грузы автомобильным транспортом почти в любую точку России, а также в Китай и Монголию. Общая протяженность дорог с твердым покрытием – окол ...