Основная роль в сохранении и развитии народных художественных традиций в республике принадлежит учреждениям культуры клубного типа. Сегодня в 887 клубных учреждений Чувашии действуют 514 фольклорных коллективов, осваивающих и пропагандирующих национальные народные традиции, обычаи и обряды. Из них 35 носят звание «народный». Клубные учреждения республики ведут большую работу по возрождению и актуализации календарных праздников и обрядов «Сурхури», «Саварни», «Вайа», «Кер сари» и др.
Сурхури
Сурхури – старинный чувашский праздник. Он отмечался в период зимнего солнцестояния. Позднее этот праздник нового года совпал с христианским рождеством (раштав) и продолжался до крещения (кашарни). Во время празднования сурхури проводились обряды, которые призвали обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.
Во время сурхури от рождества до крещенья по вечерам ходили ряженые (светке), разыгрывали всевозможные юмористические сценки.
Ближе к полуночи начинались гадания. Молодые люди стремились предугадать своё будущее, узнать, какие изменения ожидают их в новом году. Парни и девушки в полночь шли в овчарню и в темноте хватали овец за задние ноги, чтобы по их цвету и возрасту узнать признаки будущего супруга или супруги. От такого обряда происходит и само название праздника: в прямом переводе сурах ури означает «овечья нога».
Способов гадания было великое множество. Молодёжь обычно загадывала о суженом, взрослых же интересовали виды на урожай.
Саварни (Масленица)
В 2008 году празднуется 9 марта. Для чувашского народа Саварни – праздник почитания солнца. В этот день пекут блины, устраивают катания на лошадях вокруг селения по ходу солнца, сжигают чучело «Саварни карчаке».
Акатуй
Празднуется 30 июня. Акатуй (в переводе с чувашского языка означает «свадьба плуга») является одним из главных национальных праздников чувашского народа. Он посвящен окончанию весенне-полевых работ. Издревле чуваши в этот день собирались для того, чтобы поздравить друг друга, встать в общий хоровод и спеть любимые песни, искупаться в реке. Мужчины устраивали спортивные состязания: керешу – борьба на поясах, бег, скачки. Дети также пробовали свои силы в различных играх: в лазании на шест, беге в мешках, в перетягивании каната.
Уяв
Праздник Уяв проводится в весенне-летний период. В его основе – игрища и хороводы. Суть народного торжества в общении после посевной, знакомстве суженных, пении хороводных песен, в которых в той или иной форме были обращения к силам природы с просьбой о богатом урожае, обильном дожде. Слово «уяв» буквально означает «соблюдение», первоначально оно означало соблюдение традиционной обрядовой жизни, а позднее так стали называть любой праздник, обрядовое торжество. В 2007 году отмечался 7-8 июля. [12]
Еще по теме:
Экономика
В настоящее время основу экономики Саудовской Аравии составляет свободное частное предпринимательство. Между тем правительство осуществляет контроль за основными сферами экономической деятельности. Саудовская Аравия имеет самые большие запасы нефти в мире, считается крупнейшим экспортером нефти и и ...
Нефтеперерабатывающая и химическая промышленности Дании
Нефтеперерабатывающая и химическая промышленности Дании не отличаются большим разнообразием выпускаемой продукции и сложностью технологий. Большая доля в этом секторе приходится на продукты нефтепереработки. По сравнению с 1996 годом объем продаж нефтепродуктов упал на 16% и составил 11,9 млрд. кро ...
Эмпирическое исследование особенностей реализации
программы и характеристик ее участников
Материалы таблицы, созданной на основе анализа данных 3-ей главы, а также обозначенные изначально задачи исследования обуславливают необходимость осуществления практической части дипломной работы, направленной на оценку особенностей реализации программы и выявление позиции ее участников. ...