Итак, мы представили общую характеристику развития области, отразившую ее объективные особенности, основу и потенциал развития.
Следующий этап анализа территориальной миграционной системы – миграционная ситуация в области.
Тенденция движения естественного движения населения, как было показано раньше, соответствует общероссийской и характеризуется сокращением населения, его старением. До 2004 года сокращался и миграционный прирост населения (с 2323 чел. в 1999 г. до 545 чел. в 2004), в 2005 году он составил 2661 чел. Число беженцев и вынужденных переселенцев на начало 2006 года составило 1964 чел., наибольшим образом это приехавшие из Казахстана (43,2%) и Узбекистана (28,4%). Доля прибывших в Калужскую область из других регионов России всегда оставалась подавляющей (87,2% в 2003 г., 75,3% в 2005 г.), приезжие из других стран также, прежде всего, представляли Казахстан, Узбекистан, Украину и др. постсоветские государства. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., русские составляли 973,6 тыс. чел. или 93,5% населения области, украинцы – 23,2 тыс. чел. или 2,2%, армяне – 7,1 тыс. чел. или 0,7%, представительство других народов оказалось еще меньшим.
Как уже было показано, Региональная программа ориентирована на привлечение более 40000 соотечественников и лишь неопределенность самого термина «соотечественник за рубежом» не позволяет предположить, как в данном случае изменится национальный состав населения области.
Отражение новой миграционной ситуации, прогноз миграционных последствий реализации программы с позиции ее разработчиков выражается в надежде решения ряда экономических трудностей региона, улучшении демографической ситуации, анализе рисков программы и предложении мероприятий по их устранению. Решение основных вопросов жизни и обустройства переселенцев оценивается также с экономической и организационной точек зрения.
Основным принципом в работе с переселенцами-соотечественниками является работа уполномоченного органа областной исполнительной власти по работе с соотечественниками (УОРС) в режиме “единого окна”, предусматривающего, что участник региональной программы будет находиться в постоянном контакте с УОРС, который в свою очередь будет осуществлять постоянное взаимодействие с различными организациями Калужской области и контроль. Таким уполномоченным органом в Калужской области должен был стать Комитет по труду Министерства здравоохранения и социального развития. На этапе разработки программы, … предлагал кратко охарактеризовать функции УОРС и УФМС следующим образом: «По прибытии в Калужскую область участникам программы следует сразу заявить о себе – обратиться в Комитет по труду Министерства и Управление ФМС по Калужской области. Первое ведомство поможет с размещением и трудоустройством, второе – стать гражданином России».
Особенное внимание должно быть уделено также информационному сопровождению программы. Его задачами являются:
- создание благоприятного общественного мнения для реализации Государственной программы;
- ознакомление населения области и добровольных переселенцев за рубежом с целями и задачами Государственной программы, условиями и результатами ее реализации;
- мониторинг информационной и общественной ситуации при реализации программы;
- публичная реализация «обратной связи» между переселенцами, органами государственной власти и обществом.
Адекватное исполнение поставленных задач должно помочь формированию позитивного настроя населения принимающей среды по отношению к переселенцам-соотечественникам и созданию объективных представлений участников Госпрограммы об условиях жизни в Калужской области. За время действия программы вопросы эти не раз освещались в выпусках новостей ГТРК «Калуга», ТК Ника-TV, в региональной прессе [20, 23].
Тем не менее, информационное обеспечение переселенцев, коренного населения и всех интересующихся ходом исполнения программы можно также отнести к ряду проблемных моментов реализации программы, поскольку упущения в этой сфере будут способствовать укоренению обозначенной нами выше ситуации – непонимания и неприятия старожилов и новоселов.
Еще по теме:
Политические условия, экономика и инфраструктура Австралии
Австралия состоит из шести современных штатов и двух территорий. В состав Столичной территории Австралии входят Канберра, Новый южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, столицей которого является Брисбен. А также Южная Австралия, Западная Австралия, Тасмания и Северная территория. Столицей Австралии являе ...
Перспективы сотрудничества Словакии с Республикой Беларусь
В настоящее время количество контактов в различных областях между Словацкой Республикой и Республикой Беларусь возрастает. Потенциал двухсторонних отношений и перспективы развития диалога между странами оцениваются достаточно высоко. В последнее время между Словакией и Беларусью было заключено неск ...
Особенности демографической, этнической, конфессиональной ситуации
Характеризуя демографическую ситуацию в Словацкой Республике, следует затронуть как количественные, так и качественные показатели. К первым можно отнести численность и плотность населения, уровень рождаемости и смертности, возрастную структуру и др. К качественным - религиозность населения, этничес ...