25 октября 2007 г. был принят Закон Калужской области «О региональной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 гг.», что позволило с отсрочкой в 10 месяцев от первоначальных рамок программы перейти к осуществлению ее второго этапа – непосредственному переселению соотечественников. К началу 2008 года в область переехали 10 семей соотечественников. Данные обстоятельства дают нам возможность осуществить одно из важнейших в ряду заявленных возможных вариантов проведения практического исследования направлений – оценку позиции переселенцев, которая, безусловно, должна быть дополнена анализом материалов УФМС по Калужской области.
Таким образом, мы выделяем два основных метода исследования, применяемых в данной работы:
- анализ документов УФМС;
- опрос участников Госпрограммы.
В качестве материалов для проведения метода анализа документов выступают утвержденные Приказом ФМС России от 02.08.07 г. № 163 типовые анкеты, заполняемые каждым потенциальным участником Госпрограммы в стране исхода и направляемые в территориальные органы УФМС, а также внутренние документы Отдела по делам соотечественников, работе с беженцами и вынужденными переселенцами УФМС России по Калужской области (Журнал регистрации соотечественников, отчеты о ходе реализации программы и др.).
Дополнить официальные сведения об участниках Госпрограммы поможет проведение собственного анкетирования, нацеленного на получение не только фактических, но и аналитических данных.
Объектом исследования и в первом, и во втором случаях выступают соотечественники, принявшие участие в программе добровольного переселения и избравшие территорией вселения Калужскую область, предметом - их социально-демографические характеристики, а также мнения, оценки, позиции в отношении тех или иных аспектов реализации программы. Общее число переселенцев составляет генеральную (концептуальную – по характеристике Батыгина Г. С.) совокупность.
При анализе документов рассматривается вся совокупность анкет прибывших соотечественников с момента факта регистрации первого переселенца - 31.10.2007 г. и до 29.02.2008 г. – времени завершения исследования, обусловленного характером учебного процесса.
Начало преддипломной практики дало возможность организационно и содержательно подготовить анкетирование, поэтому непосредственное его проведение было начато 21 января 2008 года и закончено 29 февраля/ 12 марта 2008 г. – с раздачей/ получением последней анкеты. Все прибывшие за этот период соотечественники составляют так называемую проектируемую, т. е. доступную для исследования, совокупность.
В обозначенный период времени были привлечены к участию в анкетировании 36 из 55 совершеннолетних участников программы (установление возрастных рамок для респондентов связано с характером вопросов) и прибывшие с ними члены их семей – они и составляют реальную выборочную совокупность, обусловленную не особенностями самих респондентов, а внешними условиями (100% вовлечение соотечественников в процесс анкетирования оказалось невозможным по ряду причин организационного и этического соображения).
Данное исследование имеет разведывательный характер и ставит целью получение оперативной информации об эффективности проводимых мероприятий и оценку действий и перспектив самими участниками.
В пп. 2.3, 3.1-3.2 настоящей работы были отражены такие проблемные моменты реализации программы, как:
- нечеткая формулировка термина «соотечественники»;
- нереальность выполнения масштабов программы;
- неоднозначное влияние программы на демографическую ситуацию в регионах и ситуацию на рынках труда;
- сложность привлечения высококвалифицированных кадров;
- неэффективность сельского расселения;
- возможность превращения области в «перевалочную зону» на пути к столичному региону;
- возможность возникновения кризисных ситуаций, связанных с временным и постоянным жилищным обустройством соотечественников;
- трудности социальной адаптации;
- недостаточный уровень информационного обеспечения;
- отрицательные последствия отсрочки реализации программы и неотрегулированный характер регистрации соотечественников.
Все эти положения могут быть приняты в качестве гипотез, проверку которых призваны осуществить проводимые варианты практической работы.
Сведения о возрастном, национальном, образовательном и профессиональном составе, знании языка и другие дополнительные данные дают типовые анкеты для участия в Госпрограмме.
Еще по теме:
Инфраструктурный комплекс России: состав и география, экономическая оценка,
перспективы развития
К настоящему времени затянувшийся российский кризис повысил порог «минимального размера» инвестиционных проектов до уровня, когда они должны быть не просто «крупными», но глобальными, далеко выходящими за пределы национальной экономики России и обеспечивающими ее встраивание в мировую экономику. Эт ...
Анализ, экономико-географическое положение г. Иркутск
Предприятие ЗАО «Иркутскэнерготранс» располагается в городе Иркутск. Образовался город в 1661 году. Сейчас Иркутское муниципальное образование насчитывает 92,5 тыс. га. Население – 281,2 тысячи человек. Иркутск – крупнейший в стране промышленный центр общероссийского значения с мощными предприятиям ...
Почвы, растительность и животный мир
Почвы. В связи с появлением многолетних грунтов восточного Енисейского кряжа почвообразование заметно отличается от западных территорий. Почвенный профиль чаще разрыхляется от западных территорий. Почвенный профиль чаще разрыхляется сезонным внедрением льда, обуславливая его подвижность. Подзолисты ...