Заключение
Страница 1

Информация » Миграция » Заключение

Попытка многоаспектного изучения конкретного направления миграционной политики в рамках целостной ее системы, во взаимосвязи с базовыми научными представлениями о миграции и региональными особенностями локальной миграционной ситуации дала возможность объективно представить всю сложность исследуемого предмета, обусловленную как теоретической глубиной и неоднозначностью положений всех отраслей наук, изучающих миграцию, так и проблемами практического, организационного характера.

Результатом осмысления теоретических представлений о миграции как явлении экономического, социального, правового поля стало убеждение в необходимости комплексного изучения данного феномена с позиции самостоятельной науки – миграциологии – которая на сегодняшний день все же не утвердилась в этом статусе, хотя и имеет богатый материал и категориальный аппарат, разработанный в рамках смежных с ней дисциплин. Единый подход к изучению миграционных процессов в этом случае позволил бы обогатить, объединить разрозненные материалы и, возможно, восполнить пробелы недостающих областей знания.

Сегодня же, пользуясь преимущественно данными демографии и миграционного права, в меньшей степени – социологии и психологии, мы имеем возможность определить миграцию не только как процесс территориальной мобильности, но и как ситуацию смены идентичностей и статуса человека, которая и обуславливает необходимость его социальной поддержки и правового сопровождения.

Однако конкретный человек – переселенец, мигрант – лишь один из участников многостороннего миграционного процесса, объединяющего обменивающиеся населением государства с их интересами и приоритетами в различных областях жизни и сферах управления. Учет интересов всех участников – залог грамотной миграционной политики, включающей политику иммиграции, натурализации и интеграции, каждая из которых решает специфические задачи, но в целом способствует взаимовыгодному разрешению конфликтной по существу ситуации переселения.

Политика в отношении соотечественников за рубежом – одно из приоритетных направлений современной миграционной политики, значимость которого предопределена историческими особенностями развития российского государства, равно как предопределена и юридическая неопределенность самого понятия «соотечественники за рубежом», апеллирующего в существующей своей трактовке к особенностям воспитания и мировоззрения людей, оказавшихся за пределами России – как на территории постсоветского пространства, так и за его пределами. От того, изменится ли его содержательное наполнение в результате законотворческой деятельности, зависят особенности и потенциальный масштаб реализации рассматриваемой нами в рамках данной работы Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

Получившая волну критики, недоверия – с одной стороны – и позитивных откликов – с другой, Госпрограмма вступила во второй этап реализации во всех заявленных пилотных регионах. В целом за 2007 год в рамках программы в РФ переселилось около 900 человек, хотя по сведениям главы ФМС России К. Ромодановского, ожидалось прибытие порядка 100 тыс. переселенцев []. Следовательно, как для страны в целом, так и для Калужской области в частности, процент реализации составил чуть менее 1%. При этом объясняются данные цифры по-разному – от объективного указания на смещение сроков реализации программы до критики в адрес регионов, и, наконец, до подчеркивания того факта, что любой результат – есть результат, и «неправильно было бы так рассуждать, мол, если не поехали к нам миллионы, программу следует закрыть. Сколько бы их ни оказалось - сотни или тысячи переселенцев, они все должны пользоваться поддержкой государства при возвращении на родину».

В этом утверждении, на наш взгляд, содержится формулировка главной миссии данной программы – обозначить концепцию и сделать реальной практику возвращения соотечественников в РФ, в чем и состоит ее ценность и новизна. Так же, по мнению заместителя Директора ФМС России, В.А. Каланды, «программа стала одним из инструментов регионального развития», заставившим задуматься власти субъектов федерации о «необходимости комплексного решения проблем демографии и обеспечения баланса трудовых ресурсов в увязке со стратегией экономического развития данного региона и схемами территориального планирования». С теоретических позиций же важен тот факт, что программа впервые охватывает работу с переселенцами на всех трех стадиях миграционного процесса – стимулируя его территориальную подвижность, задавая рамки и условия самого процесса переселения и просчитывая варианты его возможного обустройства на новом месте жительства.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Остров Пасхи
Остров Пасхи — остров в южной части Тихого океана, территория Чили. Местное название острова — Рапа-Нуи. Площадь — 163,6 км2. Наряду с архипелагом Тристан-да-Кунья является самым удалённым населённым островом в мире. Расстояние до континентального побережья Чили составляет 3703 км. Остров был откры ...

Состав Канала Имени Москвы
В составе канала имени Москвы — более 240 различных гидротехнических сооружений. Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы явля ...

Площадь территории и границы
Иркутская область занимает площадь 767,9 тыс. км 2 (4,6% российской территории). По этому показателю она находится на шестом месте в России, уступая только Республике Саха, Красноярскому и Хабаровскому краям, Тюменской и Магаданской областям. Область граничит со всеми субъектами федерации, входящим ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.georoot.ru