Экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал Центрального экономического района. Технополисы, формирующиеся в районе
Страница 1

Информация » География угольной промышленности » Экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал Центрального экономического района. Технополисы, формирующиеся в районе

Центральный экономический район - наиболее мощный в России по своему экономическому потенциалу. В его состав входят: Москва, Московская, Орловская, Брянская. Смоленская, Тульская, Тверская, Калужская. Ярославская, Костромская, Ивановская, Владимирская и Рязанская области. Площадь района: 167,7 тыс. км2. Население: 7,9 млн чел.

Центр района — столица России – Москва (7,8 млн. жителей). Вокруг него густая сеть городов и посёлков, входящих в Московскую городскую агломерацию. Важнейшие города (тыс. жителей): Ярославль (584), Тула (510), Иванове (461), Калинин (401), Брянск (385), Орёл (289), Владимир (284), Смоленск (264), Калуга (262), Кострома (250), Рыбинск (237).

Население Центрального района составляет 7,9 млн. чел., или 5,3 % численности населения Российской Федерации. В городах проживает 61,6 % населения, в сельской местности - 38,4 %. По плотности населения (47,0 чел. на км2) регион занимает одно из ведущих мест в России. В связи с интенсивным развитием железорудно-металлургического комплекса в регионе, а также с тем, что в течение долгого времени район поставлял трудовые резервы в другие регионы страны, в Центрально-Черноземном районе была нарушена половозрастная структура, что повлекло за собой снижение рождаемости и увеличение показателя смертности населения. В результате в районе, одном из первых в России, началась естественная убыль населения.

Территориальная организация хозяйства Центрального района характеризуется большими диспропорциями. Высок удельный вес в промышленном производстве областных центров. Воронеж, Липецк и Курск дают более 60 % промышленной продукции своих областей, Белгород и Тамбов соответственно 30 и 35 %. Низок потенциал средних и малых городов. Имеются и значительные различия между областями, что выражается прежде всего в гипертрофированной роли Воронежской области в промышленном производстве региона. Правда, в последнее время за счет интенсивного развития ТПК КМА в Белгородской и Курской области, металлоемкого машиностроения в Липецкой области, машиностроения и химической промышленности в Тамбовской области эти диспропорции сглаживаются[3].

В промышленном комплексе Центрального района ведущее место занимает черная металлургия, являющаяся отраслью рыночной специализации. Товарная железная руда, чугун, сталь, готовый прокат широко вывозятся в другие регионы России, в страны ближнего зарубежья. К крупнейшим предприятиям металлургического комплекса относятся Лебединский, Михайловский, Стойленский ГОКи, объединение "КМАруда", Новолипецкий металлургический комбинат, завод "Свободный сокол", Оскольский электрометаллургический комбинат, Семилукский завод по производству огнеупоров и другие. Себестоимость производства железной руды в регионе ниже на 20 %, чем в среднем по Российской Федерации, даже несмотря на большие затраты на рекультивацию земель и другие природоохранные мероприятия. Развитие отрасли в Центральном Черноземье идет по двум направлениям: расширение добычи и обогащение железных руд и увеличение выпуска и ассортимента металлургической продукции за счет реконструкции Новолипецкого металлургического комбината и введение новых мощностей на Оскольском электрометаллургическом комбинате.

Район является основным поставщиком электротехнической, автолистовой и трубной стали в России. Технический уровень производства и производительность труда в черной металлургии района выше, чем в среднем по России; по многим позициям продукция отрасли отвечает мировым стандартам.

Центральный район занимает весьма выгодное транспортно-географическое положение, и обладает развитым транспортным комплексом: по густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по России. Основные виды транспорта - железнодорожный и автомобильный; в районе также получили развитие речной, трубопроводный и авиационный виды. Через район проходят большие потоки транзитных грузов, отражающие связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными. Последние годы сильно возрос поток грузов из самого ЦЧЭР, связанный с развитием ТПК КМА (железная руда, черные металлы, минерально-строительное сырье). Поэтому пропускная способность отдельных линий уже недостаточна, техническая оснащенность транспорта слабая, необходимо улучшение взаимодействия различных видов транспорта в регионе.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Предприятия и компании
После формального окончания Корейской войны помощь иностранных государств стала самым значимым источником ресурсов для восстановления экономики. Большая часть того, что осталось от построенных японцами во время колониального правления заводов к середине 1950-х годов было либо разрушено войной, либо ...

Астрономы и картографы в XVIII веке
В 18 веке ученые достигли огромных успехов. Они исправили множество освященных временем ошибок, заложили прочную основу для трудов астрономов и географов. Ученые коренным образом изменили методы картографических работ и обеспечили мореплаванию такую безопасность, о какой прежде нельзя было и думать ...

Структура промышленности района
Наиболее весомый вклад в экономику России вносит агропромышленный комплекс. Более 1/3 продукции АПК вывозится за пределы района. В отраслях АПК производится свыше 1/2 валового продукта СКЭР. На базе сельскохозяйственного сырья создана крупная пищевая промышленность, представленная многочисленными о ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.georoot.ru