Определение отрасли специализации региона, отрасли рыночной специализации Центрального Федерального округа
Страница 4

Информация » Определение отрасли специализации региона, отрасли рыночной специализации Центрального Федерального округа

В Восточной зоне вследствие узкой специализации машино­строительных предприятий, имеющих общероссийское значение, а также значительного несоответствия номенклатуры выпускаемых машин и оборудования профилю хозяйства зоны только 25% машиностроительной продукции потребляется внутри Восточной зоны, а 75% вывозится за ее пределы, в том числе 72% в Европейскую зону (3 % в Казахстан и Среднюю Азию). С другой стороны, из-за узости специализации производства, неравномерности в развитии отдельных отраслей, недостаточной его комплексности непрерывно растет поток машин и оборудования на восток из западных районов страны, за счет которых ежегодно покрывается 73% их суммарной потребности. Незначительное оседание машиностроительной продукции для удовлетворения местных потребностей означает, что эта отрасль слабо участвует в повышении уровня комплексности своего хозяйства.

По большинству отраслей машиностроительного комплекса потребности востока страны за счет местного производства удовлетворяются более чем на 20%. Исключение составляют горно-рудное и горно-шахтное оборудование, сельскохозяйственное, энергетическое и электротехническое машиностроение, удельный вес продукции собственного производства которых в общем объеме потребления составляет 27—52%.

Принципы размещения производства должны способствовать пропорциональному размещению производительных сил, углублению разделения труда между районами, их комплексному развитию и рациональным межрайонным связям.

Исходя из объективных закономерностей и общих задач размещения производства следует выделить следующие общие принципы:

•приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления продукции;

первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов;

эффективное размещение производительных сил по территории страны;

реализация преимуществ и экономических выгод международного разделения труда в развитии и размещении производительных сил.

Любой этап развития теории и практики в области производительных сил характеризуется повышенным вниманием к вопросам эффективности, к экономическому обоснованию выбора районов и пунктов для новых предприятий в качестве объектов для расширения и реконструкции, установлению территориальных пропорций и межрайонных связей, обоснованию комплексного развития районов и формирования территориальных комплексов и промышленных узлов.

В настоящее время большое внимание уделяется необходимости комплексного, системного подхода вообще и в частности при решении вопросов размещения даже отдельных предприятий. Ведь любое из них становится частью определенной территориальной системы (промысла, промрайона, области, края и т.д.), и оттого, насколько будет соответствовать это предприятие системе, насколько оно впишется в нее, зависит и эффективность данного предприятия, и, что зачастую еще важнее, — эффективность работы и развития всей системы, в которую это предприятие попадает.

Наряду с закономерностями и принципами размещения производительных сил необходимо также учитывать разнообразие факторов размещения различных предприятий и развития различных районов.

Факторы размещения - это совокупность пространственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств, правильное использование которых обеспечивает высокие результаты при размещении предприятий материального производства и развития хозяйства районов.

Различают следующие основные группы факторов:

· природные ресурсы и условия;

· экономические условия;

· экологические условия;

Факторы размещения, связанные с территориальными различиями в природных ресурсах и условиях, играют важную роль.

К их числу в первую очередь относятся природные ресурсы: топливно-энергетические, минерально-сырьевые, земельные, лесные и водные.

Экономические районы по уровню территориальных затрат на топливо делятся на три группы.

В первую группу входят Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы.

Ко второй группе относятся районы со средним уровнем затрат: Поволжский, Уральский, Дальневосточный, Северный и Северо-Кавказский.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Авиационная транспортная сеть России
Как ни странно, но в области воздушного транспорта в России ситуация обстоит, пожалуй, не намного лучше, чем с автомобильными коммуникациями. Например, по числу аэропортов Россия отстает от США в 13,7 раз; транзитные узлы в стране вообще отсутствуют, что делает всю воздушную транспортную сеть низко ...

Архитектура города
Нью-Йорк — город сравнительно молодой (ему менее 400 лет), и его планировка не отягощена многовековыми наслоениями исторических и архитектурных эпох. Первые два века его истории оставили свой след лишь на южной оконечности Манхэттена, примерно на площади, соответствующей нынешнему Финансовому округ ...

Характеристики режима осадков
Измерение осадков на метеорологических станциях производится простыми приборами — дождемерами (осадкомерами). Они собирают осадки, выпадающие на верхнюю, открытую (приемную) поверхность сосуда (ведра) определенной площади. Количество накопленных осадков измеряется особым градуированным стаканом, ко ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.georoot.ru