Систематическому учету, при этом, подлежит только миграция на постоянное место жительство. Различные ведомства и службы (дипломатические представительства стран, иммиграционные службы, органы пограничного контроля) в процессе своей деятельности формируют информацию по отдельным категориям мигрантов, что позволяет изучить данные категории подробнее.
При углубленном изучении миграции следует применять данные всех источников, добиваясь их сопоставимости и идентичности. Только в этом случае оценка миграционных потоков будет более полно отражать реальное положение дел. Обобщив имеющийся опыт, можно выделить систему показателей, содержащих наиболее общую оценку миграционных процессов (см. таблицу 1.1).
Для анализа непосредственно миграционного процесса и его результатов применяется широкий спектр абсолютных (выраженных суммой или количеством) и относительных (выраженных по отношению к другому показателю, в том числе к этому же, но базисному) показателей.
Базой для оценки являются абсолютные показатели. Исходные первичные показатели - числа прибывших и выбывших являются, которые берутся из статистической отчетности (статистические) или из сводных материалов специальных обследований (при использовании социологических методов исследований). Вследствие более высокой точности регистрации прибытий более предпочтительны сведения о числе прибывших.
Сальдо миграции можно получить не только как разность между численностью прибывших и выбывших (как это показано в таблице), но и путем сопоставления данных об общем и естественном приросте населения, впрочем, этот показатель часто называют миграционным приростом. Данные сальдо миграции и миграционного прироста могут различаться вследствие более высокой точности данных естественного движения населения, нежели миграционного. В данной работе понятия «сальдо миграции» и «миграционный прирост» употребляются как синонимы.
Таблица 1.1 - Показатели, используемые при оценке миграционных процессов
Показатели |
Порядок расчета | ||
абсолютные |
1 |
численность прибывших |
I |
2 |
численность выбывших |
E | |
3 |
сальдо миграции (чистая миграция, нетто-миграция) |
| |
4 |
миграционный оборот (валовая миграция, брутто-миграция) |
| |
5 |
объём миграций |
произведение численностей прибывших и выбывших | |
относитель-ные (ре-зультати-ности) |
1 |
коэффициент результативности миграции |
|
2 |
показатель эффективности передвижений населения |
| |
Относи-тельные (интенсив-ности) |
1 |
коэффициент прибытий |
, - среднегодовая численность населения территории |
2 |
коэффициент выбытий |
| |
3 |
коэффициент миграционного оборота |
| |
4 |
коэффициент механического прироста |
| |
относитель-ные (струк-турные) |
1 |
распределение мигрантов по полу и возрасту | |
2 |
показатели, характеризующие образовательный уровень мигрантов |
доля лиц с определенным уровнем образования | |
3 |
показатели, характеризующие профессионально-квалификационный состав |
доля лиц определённых профессий | |
4 |
распределение мигрантов по местам выхода |
Еще по теме:
Транспорт
Транспорт в Южной Корее представляет собой систему транспортных коммуникаций страны, таких как железные и автомобильные дороги, воздушные и морские магистрали. Общая длина железных дорог — 6 240 километров (из них 525 километров электрифицировано). Шесть крупнейших городов Южной Кореи Сеул, Пусан, ...
Экономическое значение спора России и Японии
История отношений России и Японии в ХХ веке складывалась непросто. Достаточно напомнить, что на протяжении немногим более 40 лет (1904—1945 гг.) Япония и Россия 4 раза воевали. В 1904—1905 годах в Маньчжурии, в 1918—1922 — в Сибири и Приморском крае, в 1939 году на реке Халхин-Гол и озере Хасан и, ...
Заключение: Эколого-экономическая оценка хозяйственного развития страны. Основные
экологические проблемы
Население ФРГ относится к «золотому миллиарду» высокоразвитых стран, и средний немец потребляет несравненно больше, чем житель развивающихся стран: энергии в 20 раз больше индуса, стали в 100 раз больше филиппинца, алюминия в 15 раз больше жителя Аргентины. И все это на очень ограниченной территори ...