Отечественный и зарубежный опыт оценки миграционных процессов
Страница 6

Информация » Влияние внешней миграции на социально-экономическое развитие Челябинской области » Отечественный и зарубежный опыт оценки миграционных процессов

Кроме того, во многих странах действует система приоритетов, строящаяся по признаку национально-географической принадлежности трудящихся мигрантов. Например, по ирландскому законодательству лица, родившиеся в Великобритании, имеют те же права, что и граждане Ирландии, им не требуется получать разрешение на трудоустройство в стране. В Германии принято постановление, обязывающее принимать на работу в первую очередь граждан государств, входящих в ЕС.

Опыт России в регулировании миграционных процессов, показывает, что решение проблем переселения возможно лишь при организующей роли государства. Именно государство способно регулировать направления и объемы миграционных потоков и минимизировать элементы стихийности в этих процессах.

Практика государственного регулирования в России имела глубокие исторические корни и разработанную применительно к конкретным историческим и социально-экономическим условиям страны теоретическую базу. Однако методы регулирования миграции населения, которые использовались в условиях плановой социалистической экономики, административно-командной системы управления, после распада СССР, в условиях перехода к рыночным отношениям оказались малоэффективными.

Стихийное развитие миграционных процессов настоятельно потребовало выработки миграционной политики, адекватной сложившейся ситуации, механизмов её реализации. В настоящее время миграционная политика в России не решает большинство проблем, связанных с миграцией. Механизм отбора мигрантов не отлажен, недостаточно контролируются иммиграционные процессы, и отслеживается нелегальная иммиграция, нет четкой системы регулирования количественных и качественных параметров оттока населения за рубеж, тем самым не уделяется должного внимания сохранению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала страны. Причины этого кроются в том, что мониторингу и изучению миграционных процессов на территории страны уделяется незаслуженно мало внимания.

Таким образом, необходимостью регулирования последствий воздействия миграции на развитие территории вызвана потребность в её оценке, которая осуществляется с помощью определенной системы показателей. Выбор используемых при оценке показателей зависит от изучаемого вида миграции и поставленных целей. Базой для анализа являются абсолютные показатели, в то время как относительные более информативны, так как характеризуют миграцию относительно тех или иных характеристик населения и территории. Для выявления существующих тенденций и закономерностей важно посмотреть так же динамику этих показателей. Расчет производится на основе данных переписей населения, текущей и ведомственной статистики. Сопоставление результатов оценки миграционных процессов с показателями развития территории позволит определить характер влияния миграции на экономическое положение и социальную обстановку, выявить проблемы и трудности и выработать комплекс мер по их устранению.

Оптимистических прогнозов вообще нет. В качестве оптимистических можно представлять те прогнозы, которые называются средними. Так вот, после переписи, Госкомстат немножко поднял планку перспективной численности населения. Он дает прогноз по среднему варианту, по тому, который предполагает миграционный прирост примерно по полмиллиона в год, — чего мы не имели с 80-х годов или с 1995 года, — в этом случае наше население к 2026 году составит 137 миллионов человек. Вот такой порядок сокращения. Раньше, до переписи, Госкомстат давал эту цифру на 2016 год. То есть он на десять лет пролонгировал спад населения.

Но, на самом деле, это не играет существенной роли. Совершенно однозначный прогноз касается трудоспособного населения. Оно уже все в наличии, родилось — те люди, которые будут в перспективе вступать в трудоспособный возраст. Так вот, после 2006 года, с 2007 года у нас начинается убыль трудоспособных контингентов. Если рождаемость начала падать 20 лет назад, то теперь, когда детки доросли, будет наблюдаться спад в трудоспособном населении. Выходить на пенсию будут люди, которые родились тогда, когда рождаемость была высокой, их много. А вступает в трудоспособный возраст малочисленная молодежь. Поэтому контингент работающих в целом сокращается. В ходе первого этапа, примерно до 2009 года, сокращение будет малозаметным — на 100 тысяч в год. Но затем начинается обвал, сокращение по миллиону в год. Очень тяжелым будет пятилетие с 2015 по 2020 год, когда сокращение будет составлять 1,5 миллиона человек в год. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что самым дефицитным ресурсом страны в ближайшей перспективе будет труд. Не нефть, не газ, не деньги — труд, особенно квалифицированный. [41].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Еще по теме:

Формирование политической карты региона
В конце19 - начале 20 в. Индия стала объектом приложения английского капитала, усилилось развитие индийского капитализма. В кон. 19 в. национально-освободительное движение возглавила партия Индии национальный конгресс. Создание массовых общественно-политических организаций, кампании гражданского не ...

Оценка воздействия на окружающую среду
Деятельность человека, особенно в последние десятилетия, привела нагрузку на общую биосферу к критическим отметкам. Возможности самовосстановления природы огромны, но не беспредельны. Поэтому, чтобы не допустить необратимых процессов в природе, должны быть приняты эффективные и своевременные меры п ...

Технология проблемного обучения
географический экологический население Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.georoot.ru