Анализ современной миграционной ситуации на Северном Кавказе
Страница 5

Информация » Современные демографические процессы в Ставропольском крае и на Северном Кавказе » Анализ современной миграционной ситуации на Северном Кавказе

Важное место с точки зрения оценки социально-экономических и демографических последствий миграции имеет структура миграционного потока. Прежде всего, важен возрастной состав мигрантов. В структуре прямого миграционного потока в регионы Северного Кавказа преобладает население трудоспособного возраста, составляя 65% -75%.

Из России крупными миграционными донорами Северного Кавказа выступают Центральный и Приволжский федеральный округ, на которые приходится около 5% и 4% всех прибывших российских мигрантов.

В территориальной структуре иммигрантов в регион доминируют выходцы из стран СНГ - на них приходится более 98% всего внешнего миграционного притока - из Украины, Грузии, Армении, Казахстана, Узбекистана. (59) (Приложение 6)

Заметны такие устойчивые "симбиозы" в формировании миграционных обменов, как Ростовская область - Украина, Дагестан - Азербайджан, Северная Осетия - Грузия, Кабардино-Балкария - Грузия Краснодарский край - Грузия.

По этнической структуре миграции внутри Северо-Кавказского региона прослеживается достаточно четкое деление на "национальные" республики и "русские" регионы. (33) Для первых (за редким исключением, например Адыгея) характерен устойчивый миграционный отток русского населения, а также приток представителей "титульных" национальностей и некоторых этнических групп, в основном проживающих за пределами России (осетин, аварцев, даргинцев, лакцев, адыгейцев, месхетинских турок и пр) территориях с преобладанием русскоязычного населения наблюдаются иные тенденции - активный миграционный приток русских и представителей других этнических групп.

В итоге, во многом именно под воздействием миграции, удельный вес русских в общей численности населения "национальных" республик на Северном Кавказе сократился весьма значительно: за двадцать лет с 29, 3% (1979 г) до 19, 0% (1999 г), а доля титульных народов выросла за тот же период времени с 60, 4% до 70, 6%.

Столь масштабный и интенсивный миграционный отток русскоязычного населения из республик Северо-Кавказского региона может привести к свертыванию целых отраслей экономики и замедлению их социально-экономического развития.

Согласно данным социологического опроса, в этническом отношении состав мигрантов оказался достаточно пестрым и, по сути, репрезентировал национальный состав миграционных потоков в регионе. В частности, среди опрошенных мигрантов преобладали (около 51%) русские. Второй крупной этнической группой являются армяне - около 16%. Далее в выборке следуют украинцы (4, 0%), даргинцы (2, 7%), чеченцы (2, 5%), месхетинские турки (2, 4%), осетины (2, 0%), грузины (1, 9%), азербайджанцы (1, 8%), греки (1, 0%), калмыки (1, 0%), ассирийцы (0, 8%). (63)

На представителей других народов пришлось в общей сложности около 33%. В их число попали абазины, адыгейцы, балкарцы, белорусы, евреи, езиды, карачаевцы, казахи, корейцы, молдаване, немцы, татары, туркмены, черкесы, различные дагестанские народы (аварцы, агулы, лакцы, лезгины, ногайцы, табасаранцы).

Подобная многокомпонентная структура миграционного потока говорит о существенном разнообразии миграционных связей региона, а само это многообразие может быть использовано властями для регулирования миграционных потоков и привлечения необходимых категорий населения в регион.

Вынужденная миграция на Северном Кавказе занимает важное место в числе различных общественных событий последнего десятилетия с точки зрения остроты, масштабности, социально-экономических последствий.

На Северном Кавказе, на начало 2002 г. было зарегистрировано 158, 2 тыс. вынужденных переселенцев (с 1 июля 1992 г) и 15, 5 тыс. беженцев (с 20 марта 1993 г). (68)

Но не все вынужденные мигранты по различным причинам регистрируются в официальных структурах (миграционной службе), поэтому наверняка таких людей гораздо больше.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Экономика и промышленность
В последние годы экономическое развитие области приспосабливается к условиям рыночной экономики. Предприятия промышленности и сферы обслуживания были приватизированы и влияние монополии государства снизилось. Изменилась структура производствен ной отрасли, усилилась конкуренция. К 2000 в области за ...

Масштабы движения
Еще один способ классификации движений в атмосфере и океане основан на их разделении по пространственным и временным масштабам, а также на выделении периодических и непериодических составляющих движения. Наибольшим пространственно-временным масштабам отвечают такие стационарные системы, как пассаты ...

Транспорт
Шри-Ланка - главное значение для страны имеет авиатранспорт. Международный аэропорт расположен в Коломбо. Длина автомобильных дорог составляет свыше 21,5 тыс. км. Длина железных дорог - около 1,5 тыс. км. Маврикий - главный морской порт и аэропорт страны — Порт-Луи. Ведущую роль в международном соо ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.georoot.ru