Северный Кавказ традиционно являлся достаточно важным с точки зрения миграционной активности населения регионом России. Хотя поверхностный взгляд на статистические данные показывает, что миграционная активность населения в 1990-е гг. во многих субъектах Российской Федерации (в том числе и на Северном Кавказе) снижается, тем не менее, миграционные потоки стали "выпуклым" социально-экономическим явлением из-за кардинального изменения своей этнической и социальной структуры, прежде всего по причине появления масштабной вынужденной миграции. Все эти качественные изменения миграционных потоков наглядно проявились на Северном Кавказе, который принял значительное количество вынужденных мигрантов. (63)
После распада Советского Союза притягивающая роль региона существенно усилилась, поскольку он кардинально изменил свое геополитическое положение, став новым российским приграничьем и одновременно зоной нескольких крупных этнических конфликтов и военных действий. Эти геополитические изменения привели к формированию двух достаточно устойчивых миграционных тенденций, фиксируемых в настоящее время. (62)
Во-первых, Северный Кавказ как приграничная территория принимает на себя или пропускает через свою территорию различные категории и этнические группы иммигрантов из сопредельных стран СНГ и государств дальнего зарубежья. При этом регион можно сравнить со своеобразным миграционным "фильтром", который абсорбирует на себя значительную часть мигрантов.
Во-вторых, в пределах самого Северного Кавказа на протяжении последнего десятилетия отмечаются активные миграционные "переливы" собственного населения. Отдельные субъекты Федерации стали центрами притяжения и концентрации внутрироссийских мигрантов (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область), а иные территории - главными источниками "выброса" мигрантов (Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан).
Рассматривая географическое распределение мигрантов в регионе, обнаруживаем, что половина прямого и обратного миграционного потока приходится на перемещения внутри самого Северного Кавказа.
Таблица 3
Географическая структура миграционного потока в регионах Северного Кавказа в 2000 г., %
Регионы |
Всего |
Прибывшие |
Выбывшие | ||||
внутри региона |
из других регионов России |
из-за пределов России |
внутри региона |
из других регионов России |
из-за пределов России | ||
Россия |
100,0 |
48,3 |
38,3 |
13,4 |
53,1 |
40,0 |
6,0 |
Северный Кавказ |
100,0 |
45,1 |
41,8 |
13,1 |
52,8 |
41,9 |
5,3 |
Республика Адыгея |
100,0 |
37,4 |
51,0 |
11,6 |
40,5 |
55,7 |
3,8 |
Республика Дагестан |
100,0 |
69,0 |
24,6 |
6,4 |
60,2 |
37,4 |
2,4 |
Республика Ингушетия |
100,0 |
7,6 |
91,9 |
0,5 |
52,9 |
44,3 |
2,8 |
Кабардино-Балкарская Республика |
100,0 |
64,2 |
29,1 |
6,8 |
53,3 |
40,0 |
6,7 |
Карачаево-Черкесская Республика |
100,0 |
57,7 |
36,8 |
5,5 |
45,8 |
51,0 |
3,2 |
Республика Северная Осетия |
100,0 |
29,0 |
25,6 |
45,4 |
37,3 |
58,1 |
4,6 |
Чеченская республика |
100,1 |
… |
… |
… |
…. |
… |
… |
Еще по теме:
Формирование политической карты региона
В конце19 - начале 20 в. Индия стала объектом приложения английского капитала, усилилось развитие индийского капитализма. В кон. 19 в. национально-освободительное движение возглавила партия Индии национальный конгресс. Создание массовых общественно-политических организаций, кампании гражданского не ...
Определите экономические регионы России
В настоящее время (на 2009 год) согласно статье 5 Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. С 1 марта 2008 года таких субъектов 83. 21 р ...
Государственное устройство
Государственное устройство Японии – конституционная парламентская монархия. Император является символом государства и единства нации и гарантом прав и свобод народа, но не принимает непосредственного участия в политической жизни страны, его роль в основном сводится к выполнению протокольных функци ...