В условиях командно-административной системы аграрный сектор экономики был наиболее деформирован. Ситуация в аграрной сфере осложняется кризисом финансовой системы, отсутствием действенной государственной финансовой поддержки, резко ухудшившимся материально-техническим обеспечением, принявшим уродливые формы ценообразованием, невыгодной для производителей системой формирования государственных продовольственных ресурсов и целым рядом других причин.
Все эти проблемы вызывают необходимость эффективного проведения аграрной реформы, основными направлениями которой являются:
земельная реформа;
утверждение многообразия государственной, кооперативной, акционерной, частной форм собственности и обеспечение равных условий их деятельности; приватизация и демонополизация промышленной и других обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса; создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе; социальное преобразование села.
Необходимость осуществления земельной реформы вызвана, с одной стороны, нерациональностью использования земельного фонда. Многие сельскохозяйственные предприятия не имеют реальной возможности обрабатывать закрепленную за ними землю из-за недостатка трудовых ресурсов, материально-технической оснащенности. С другой стороны, не хватает земель для выделения фермерам и другим, вновь создаваемым сельскохозяйственным предприятиям на основе новых форм хозяйствования, участков для ведения личных подсобных хозяйств, где земли могут использоваться более эффективно. Проведение земельной реформы направлено также на повышение плодородия земель и поддержание экологического равновесия в сельском хозяйстве.
Земельная реформа базируется на новой правовой основе, отразившейся в принятии законов "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О плате за землю", а также в Земельном кодексе России. Идет создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель. Важно учесть принцип социально справедливого перераспределения земель и создания равных условий для всех форм хозяйствования. Земельная реформа предусматривает введение частной собственности на земельные участки и формирование земельного рынка. Осуществляя переход к частной собственности на землю, важно, чтобы земля не стала средством наживы, спекуляции; поэтому выработан механизм государственного регулирования этого процесса. Он включает строго целевое использование земель, ограничение их размеров, временное ограничение на их продажу и т.п. Новые схемы землеустройства разрабатываются на основе баланса наличия земель и потребности в них на основе объективной оценки состояния, распределения земель и возможностей землепользователей обработать их.
На экономику сельскохозяйственных предприятий оказывает отрицательное воздействие усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности, сферы агросервиса. В рамках проводимой аграрной реформы в противодействие монополизму предлагается проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителям. Для этого целесообразно со стороны государства через систему налоговых льгот, льготных кредитов финансово и организационно помогать сельхозпредприятиям в приобретении акций.
Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является неэквивалентность обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства для сельского хозяйства. Аграрная реформа предполагает осуществление мер, поддерживающих паритетность цен на сельскохозяйственную промышленную продукцию путем индексации, прямой компенсации предприятиям затрат, связанных с повышением оптовых цен на материально-технические ресурсы, и отменой всех видов налогов, кроме налога с земли.
Идет создание рыночной инфраструктуры в АПК. Создаются и функционируют аграрные биржи, банки, торговые дома, торги, разрабатываются эффективные маркетинговые информационные системы сбора, хранения, обработки информации, системы страхования сельхозпредприятий.
Еще по теме:
Конґо - африканська держава
Африка — це другий за розміром материк Землі площею 29,2 млн км (з островами 30,3 млн км2), на якому розташовано більше ніж 50 держав із населенням близько 900 млн осіб. На заході материк омивається Атлантичним океаном, на сході — Індійським, на півночі — Середземним морем, на північному сході — Че ...
Анализ динамики численности населения и динамики возрастной структуры населения
города Зыряновск
По предварительным данным за 2009 год общие коэффициенты на 1000 человек населения составили по г. Зыряновску: - рождаемость 13,39 - смертность 19,81 - естественная убыль 6,42 По Зыряновскому району: - рождаемость 11,10 - смертность 16,23 - естественная убыль 5,13. Диаграмма 7- Прирост населения го ...
Национальные проблемы Канады
Национальные проблемы Канады Национальный состав населения Канады можно охарактеризовать как очень сложный и одновременно довольно простой. Сложен он потому, что эту страну населяют более 100 отчетливо выраженных этнических групп, говорящих на десятках разных языков. Среди них (по убывающей) англий ...