Что делать
Когда же все-таки и по каким причинам так активно стал внедряться в умы и атласы Южный океан? Не в 1970-е и не в 1980-е. Вот примеры. На карте Антарктиды, приложенной к хорошо известному учебнику для 6-го класса В.А. Коринской, Л.Д. Прозорова, В.А. Щенева «География материков» (1980 г.), Южный океан не показан. В Географическом энциклопедическом словаре (географические названия), изданном в 1983 г., Южный океан определяется так: «условное назв. прилегающих к Антарктиде юж. частей Атлантич., Индийского и Тихого океанов, встречающееся в лит-ре; выделен в самостоят. океан в сов. Атласе Антарктики (1969)». И более о нем ни слова. В авторитетном справочнике Л.Д. Долгушина и Г.Б. Осиповой «Ледники» (1989) в разделе «Ледники Антарктики» Южный океан не фиксируется. В не менее авторитетном справочнике «Берега» (П.А. Каплин, О.К. Леонтьев, С.А. Лукьянова, Л.Г. Никифоров), вышедшем в 1991 г., Южный океан один раз появился, но как! Это глава VI «Берега Южного океана»: авторы свели в одно место описание берегов Антарктиды, а так как книга структурно состоит из глав, посвященных берегам океанов, то и назвали берега Антарктиды берегами Южного океана. Налицо уже отмеченные эгоистические побуждения — так удобнее для описания берегов Антарктиды.
Таким образом, рубежным для выделения Южного океана следует признать вовсе не 1969 г., а 1991-й: развал СССР и внедрение в умы лозунга «Всё можно!». Именно после 1991 г. вместе с ненужными фотографиями местности, людей и животных, виноградных гроздей и теплоходов, портретами ученых, диаграммами, климатограммами и изображениями старинных оптических приборов название Южный океан стало проникать в школьные атласы: возникли тяга к умозрениям и нужда проявлять научную предприимчивость, а с ней и торопливость.
Предприимчиво, доказательно и авторитетно сторонники выделения Южного океана продвигают свою идею в систему географического образования. Однако они старательно обходят два очевидных и серьезных препятствия, делая при этом вид, что их не существует:
1. Если Южный океан есть и является равноправным с другими океанами, то он должен входить в состав Мирового океана. Это значит, что за счет Южного океана площади остальных океанов уменьшатся. Это — суровая арифметика. Как решать эту задачу? Сначала выделить Южный океан, т.е. провести границы. Затем посчитать площадь оставшихся фрагментов: Атлантического, Индийского и Тихоокеанского. И вычесть площадь каждого фрагмента из соответствующей площади каждого океана. Результаты сложить. Задача довольно сложная, вдобавок должна решаться в 4-х вариантах. А сколько промежуточных вариантов можно получить? Подменить сложение и вычитание интегрированием? Видимо, на сегодняшний день это препятствие следует признать непреодолимым.
2. В нашей стране Мировой океан подразделен на четыре составляющих его океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый, не просто так, а Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 27 июня 1935 г. Это — закон нашего государства, он действует. Его можно заменить, приняв новый, в котором и разделить Мировой океан на пять океанов. Для этого необходимо выйти в Государственную думу с проектом закона, в котором будет преодолено препятствие 1. Такой выход, на мой взгляд, просто невозможен, уже хотя бы потому, что первый вопрос к инициаторам нового закона будет: «Зачем?». Ни прямого ответа, ни толковых вариантов ответа не найдется.
Как быть? Если не делать ничего, то вслед за Южным океаном на географические карты тихой сапой проберутся и другие баснословные объекты умозрительной географии: остров Туле, Земля Санникова, Винланд, Хеллуланд, Беловодское царство, остров Буян, гора Алатырь и т.п.
Еще по теме:
Особенности процессов воспроизводства населения на
Северном Кавказе в новых геополитических условиях
Ведущим региональным фактором, во многом определяющим современную демографическую ситуацию, является геополитическое положение Северного Кавказа. На протяжении длительного периода Северный Кавказ служил местом, Соединяющим европейскую часть России Закавказья, являвшейся составными частями единого с ...
Оценка экономико-географического положения
Венгрия – государство в Центральной Европе. На севере она граничит с Чехией и Словакией ( по реке Дунай ). На востоке имеет общую границу с Украиной, а также с Румынией. На Юге - с Югославией, Боснией и Герцеговиной, Хорватией, на западе – с Австрией. Территория страны – 93 тыс. км. кв., население ...
Зарубежные школы ландшафтоведения
Хорологическая концепция и ее основатель А. Геттнер (1859-1941) – немецкий географ, основной теоретик и основатель хорологической научной школы. Альфред Геттнер обобщил на теоретическом уровне и подкрепил большим количеством фактического материала. Геттнер считал объектом изучения географии земное ...