Тенденции развития отдельных отраслей авиастроения
Страница 2

Информация » Мировое авиастроение » Тенденции развития отдельных отраслей авиастроения

2) Легкие (по сравнению с пилотируемыми самолетами) беспилотные летательные аппараты потребляют меньше топлива. Представляется, что для них открывается более реальная перспектива при переходе на криогенное топливо.

3) В отличие от пилотируемых самолетов, машинам без пилота не нужны аэродромы с бетонным покрытием. Достаточно построить грунтовую взлетно-посадочную полосу длиной всего 600 метров («беспилотники» взлетают с помощью катапульты, а приземляются «по-самолетному», как истребители на авианосцах). Это очень серьезный аргумент, поскольку в России, например, из 140 аэродромов 70% нуждаются в реконструкции, а темпы ремонта сегодня – один аэродром в год.[25]

Беспилотные летательные аппараты находят применение там, где в разведывательной операции или воздушном бою можно обойтись без пилота. На IX международной конференции по «беспилотникам», прошедшей в 2001 году во Франции, прозвучала мысль о том, что в 2010 – 2015 годах боевые операции сведутся к войне автоматизированный систем, то есть к противоборству роботов.

Анализ показал, что беспилотные самолеты класса «макси» и «супермакси» сегодня востребованы как никогда. Судя по всему, они могут изменить расклад сил на мировом рынке летательных аппаратов. Пока эта ниша освоена только американскими конструкторами. Наиболее популярное из их творений «Глобал Хоук»: он поднимается на высоту до 20 км, весит 11,5 тонны, имеет продолжительность крейсерского полета более 24 часов.[26] Именно после показа «Глобал Хоук» на авиасалоне в Ле-Бурже в 2001 году на Западе началась борьба за захват нового сектора рынка.

Другое творение американских конструкторов – многоцелевой беспилотный летательный аппарат «Протеус»: высота полета – 15 км, масса – 5,6 тонны.[27]

В России выпуском беспилотных летательных аппаратов занимается «ОКБ Сухого». Их проект – «беспилотник» С-62, представляющий собой машину массой 8,5 тонны, способную подняться на высоту 18 – 20 км, развить скорость 400 – 500 км/ч и находиться в воздухе более 24 часов без дозаправки. Его габариты:

длина – 14,4 м;

высота – 3 м;

размах крыла – 50 м;

полезная нагрузка – 800 – 1200 кг.[28]

Эта машина будет легкой и радиопрозрачной, скорее всего из стеклопластика. С-62 можно будет использовать как в военной, так и в гражданской авиации. Таким образом, можно сделать заключение, что российские авиастроительные компании выходят на новый виток производства, тем самым составляя серьезную конкуренцию американским компаниям.

По оценкам российских и зарубежных специалистов, рынок коммерческих услуг, оказываемых беспилотными летательными аппаратами, в ближайшем будущем существенно расширится. Потребность в таких машинах в 2005 – 2015 годах может составить в денежном выражении не менее 30 миллиардов долларов[29] (см. Приложение1). И если Россия, как и намечено, к 2005 году создаст конкурентоспособный беспилотный летательный аппарат С-62 с большой высотой и продолжительностью полета, ей достанется приблизительно четвертая часть этого рынка, что означает создание конкуренции для США.

Истребители.

(Характеристики боевых самолетов см. Приложение

2). В 1993 г. началась и в 1994 г. завершилась первая фаза исследований по программе JAST (Joint Advanced Strike Technology - единая усовершенствованная технология ударного самолета), в дальнейшем трансформировавшейся в программу JSF (Joint Strike Fighter - единый ударный истребитель). В результате был сформулирован концептуальный подход к многоцелевому легкому истребителю пятого поколения, наиболее полно соответствующему новым геополитическим реалиям, сложившимся в мире после 1991 г.

Самолет задумывался, в первую очередь, как ударный. Однако при этом сохранялась способность к ведению как оборонительного, так и наступательного воздушного боя (в том числе и на больших, "вневизуальных" дальностях). Прибегая к классификации прошлых лет, концепция самолета JSF близко подходила к категории истребителей-бомбардировщиков. Таким образом, если легкий истребитель четвертого поколения первоначально задумывался как высокоманевренный самолет завоевания превосходства в воздухе и лишь затем плавно эволюционировал в многоцелевую машину с преобладанием ударных функций, то JSF с самого начала ориентировался, в основном, на борьбу с наземными целями. При этом основным средством поражения должны были являться относительно малочисленные высокоточные боеприпасы, размещаемые в грузоотсеках, а не "гроздья" свободнопадающих бомб и НАР на внешней подвеске.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.georoot.ru