Природно-географические факторы формирования территориальных объединений
Страница 3

Информация » Географические факторы развития государства » Природно-географические факторы формирования территориальных объединений

Сама пространственная протяженность, огромные просторы страны также были важнейшим государствообразующим фактором. Пространства страны ставили естественный барьер дальнейшему укреплению государства, особенно до конца XIX в., пока средства связи и транспорта были не слишком развиты. Можно в этой связи говорить о власти пространства, рассматривая пространство как своеобразный властный ресурс.

«Управленческие распоряжения, указы и приказы, новые законы и даже вновь назначенный губернатор – могли достигать этого региона лишь через определенное, иногда очень значительное время. Такие ощутимые, остро осязаемые промежутки своего рода безвластия, «провисания» властных отношений означали на деле, что само физическое расстояние от центра до окраины, от столицы до границы становилось, по сути, своеобразным политическим фактором»http://www.terrus.ru/mono/r1/1.1.1.shtml - _ftn7#_ftn7.

Обширность и разнообразие территорий диктовали и следующую характерную черту управления территориями в России – гиперцентрализм, воспроизводившийся на всех этапах ее развития, включая не только московский и имперский, но и советский и даже постсоветский (вспомним хотя бы назначаемость губернаторов в первое пятилетие после распада СССР и фактический возврат к назначаемости сегодня). Государственная власть в России традиционно не доверяла региональным властям, и стремилась, поэтому, канализировать на себя принятие даже тех решений, которые по природе своей вовсе не требовали прямого вмешательства государства и вполне могли бы быть решены на местном уровне управления (таких, как конкретный состав местного аппарата власти и уровень его материального обеспечения, разрешения на открытие производств и строительство, и т.д.).

В то же время этот избыточный, мелочный контроль за действиями региональных властей парадоксальным образом приводил и к фактическому самоуправлению территорий (и их неуправляемости со стороны государства): понимая неисполнимость многих, если не большинства, властных велений центра, региональные и местные власти переходили на путь внезаконных и бессудных распоряжений, приписок, подтасовок. В итоге возникал своеобразный информационный вакуум центра, затруднявший реальное территориальное управление.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Анализ современной миграционной ситуации на Северном Кавказе
Северный Кавказ традиционно являлся достаточно важным с точки зрения миграционной активности населения регионом России. Хотя поверхностный взгляд на статистические данные показывает, что миграционная активность населения в 1990-е гг. во многих субъектах Российской Федерации (в том числе и на Северн ...

Политическое устройство
Шри-Ланка - унитарное государство с президентской формой правления. Согласно действующей конституции 1978 г., президент является главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами. Президент имеет право роспуска парламента, назначает премьер-министра и министров. Срок полномочий п ...

Параметры железнодорожных коммуникаций России
Логическим завершением рассмотрения транспортной сети России является анализ ситуации в сфере железнодорожных перевозок. Однако в данном случае мы сконцентрируем наше внимание не на обеспеченности железнодорожным покрытием территории страны, а на стоимости данного вида транспорта. Для этого мы срав ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.georoot.ru