Природно-географические факторы формирования территориальных объединений
Страница 3

Информация » Географические факторы развития государства » Природно-географические факторы формирования территориальных объединений

Сама пространственная протяженность, огромные просторы страны также были важнейшим государствообразующим фактором. Пространства страны ставили естественный барьер дальнейшему укреплению государства, особенно до конца XIX в., пока средства связи и транспорта были не слишком развиты. Можно в этой связи говорить о власти пространства, рассматривая пространство как своеобразный властный ресурс.

«Управленческие распоряжения, указы и приказы, новые законы и даже вновь назначенный губернатор – могли достигать этого региона лишь через определенное, иногда очень значительное время. Такие ощутимые, остро осязаемые промежутки своего рода безвластия, «провисания» властных отношений означали на деле, что само физическое расстояние от центра до окраины, от столицы до границы становилось, по сути, своеобразным политическим фактором»http://www.terrus.ru/mono/r1/1.1.1.shtml - _ftn7#_ftn7.

Обширность и разнообразие территорий диктовали и следующую характерную черту управления территориями в России – гиперцентрализм, воспроизводившийся на всех этапах ее развития, включая не только московский и имперский, но и советский и даже постсоветский (вспомним хотя бы назначаемость губернаторов в первое пятилетие после распада СССР и фактический возврат к назначаемости сегодня). Государственная власть в России традиционно не доверяла региональным властям, и стремилась, поэтому, канализировать на себя принятие даже тех решений, которые по природе своей вовсе не требовали прямого вмешательства государства и вполне могли бы быть решены на местном уровне управления (таких, как конкретный состав местного аппарата власти и уровень его материального обеспечения, разрешения на открытие производств и строительство, и т.д.).

В то же время этот избыточный, мелочный контроль за действиями региональных властей парадоксальным образом приводил и к фактическому самоуправлению территорий (и их неуправляемости со стороны государства): понимая неисполнимость многих, если не большинства, властных велений центра, региональные и местные власти переходили на путь внезаконных и бессудных распоряжений, приписок, подтасовок. В итоге возникал своеобразный информационный вакуум центра, затруднявший реальное территориальное управление.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Административное и государственное устройство
Франция разделена на 95 департаментов, включая особую территориально- административную единицу - Корсику, и 22 области (коммуны). Существует также деление на 37 исторических провинций. Кроме метрополии в состав Франции входят 4 заморских департамента: Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника, Реюнь ...

Государственное устройство
Доминиканская Республика является представительной демократией, государственные полномочия разделены между (независимыми) исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти, что предусмотрено Конституцией Республики. Исполнительная власть Главой доминиканской республики является президент, и ...

Терроризм и преступность
Брюссель, по различным источникам, таким как Интерпол и местные газеты, считается одним из центров радикализации населения и рекрутирования людей в террористические организации, такие как Аль Каида. Вербовка обычно происходит в мечетях с последующей основной подготовкой в Афганистане. Недавно терро ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.georoot.ru