Природно-географические факторы формирования территориальных объединений
Страница 3

Информация » Географические факторы развития государства » Природно-географические факторы формирования территориальных объединений

Сама пространственная протяженность, огромные просторы страны также были важнейшим государствообразующим фактором. Пространства страны ставили естественный барьер дальнейшему укреплению государства, особенно до конца XIX в., пока средства связи и транспорта были не слишком развиты. Можно в этой связи говорить о власти пространства, рассматривая пространство как своеобразный властный ресурс.

«Управленческие распоряжения, указы и приказы, новые законы и даже вновь назначенный губернатор – могли достигать этого региона лишь через определенное, иногда очень значительное время. Такие ощутимые, остро осязаемые промежутки своего рода безвластия, «провисания» властных отношений означали на деле, что само физическое расстояние от центра до окраины, от столицы до границы становилось, по сути, своеобразным политическим фактором»http://www.terrus.ru/mono/r1/1.1.1.shtml - _ftn7#_ftn7.

Обширность и разнообразие территорий диктовали и следующую характерную черту управления территориями в России – гиперцентрализм, воспроизводившийся на всех этапах ее развития, включая не только московский и имперский, но и советский и даже постсоветский (вспомним хотя бы назначаемость губернаторов в первое пятилетие после распада СССР и фактический возврат к назначаемости сегодня). Государственная власть в России традиционно не доверяла региональным властям, и стремилась, поэтому, канализировать на себя принятие даже тех решений, которые по природе своей вовсе не требовали прямого вмешательства государства и вполне могли бы быть решены на местном уровне управления (таких, как конкретный состав местного аппарата власти и уровень его материального обеспечения, разрешения на открытие производств и строительство, и т.д.).

В то же время этот избыточный, мелочный контроль за действиями региональных властей парадоксальным образом приводил и к фактическому самоуправлению территорий (и их неуправляемости со стороны государства): понимая неисполнимость многих, если не большинства, властных велений центра, региональные и местные власти переходили на путь внезаконных и бессудных распоряжений, приписок, подтасовок. В итоге возникал своеобразный информационный вакуум центра, затруднявший реальное территориальное управление.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Патагония
Чилийская Патагония - это суровый край, протянувшийся узкой полосой вдоль Андских хребтов по тихоокеанскому побережью. Климат - от влажно умеренно-холодного в Лос-Лагос до полярного с обильными снегопадами на антарктической территории Чили. Здесь тысячи островов (самым северным из которых считают Ч ...

Проблемы делимитации, топологии и районирования сельских поселений
Пространственная характеристика сельского поселения, как единого географического образования, сводится к характеристикам его величины, конфигурации, планировки, функционального потенциала и, конечно же, выделению его границ. Поселение имеет свои географические границы и как географический объект, и ...

Особенности демографической, этнической, конфессиональной ситуации
Характеризуя демографическую ситуацию в Словацкой Республике, следует затронуть как количественные, так и качественные показатели. К первым можно отнести численность и плотность населения, уровень рождаемости и смертности, возрастную структуру и др. К качественным - религиозность населения, этничес ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.georoot.ru