Природно-географические факторы формирования территориальных объединений
Страница 3

Информация » Географические факторы развития государства » Природно-географические факторы формирования территориальных объединений

Сама пространственная протяженность, огромные просторы страны также были важнейшим государствообразующим фактором. Пространства страны ставили естественный барьер дальнейшему укреплению государства, особенно до конца XIX в., пока средства связи и транспорта были не слишком развиты. Можно в этой связи говорить о власти пространства, рассматривая пространство как своеобразный властный ресурс.

«Управленческие распоряжения, указы и приказы, новые законы и даже вновь назначенный губернатор – могли достигать этого региона лишь через определенное, иногда очень значительное время. Такие ощутимые, остро осязаемые промежутки своего рода безвластия, «провисания» властных отношений означали на деле, что само физическое расстояние от центра до окраины, от столицы до границы становилось, по сути, своеобразным политическим фактором»http://www.terrus.ru/mono/r1/1.1.1.shtml - _ftn7#_ftn7.

Обширность и разнообразие территорий диктовали и следующую характерную черту управления территориями в России – гиперцентрализм, воспроизводившийся на всех этапах ее развития, включая не только московский и имперский, но и советский и даже постсоветский (вспомним хотя бы назначаемость губернаторов в первое пятилетие после распада СССР и фактический возврат к назначаемости сегодня). Государственная власть в России традиционно не доверяла региональным властям, и стремилась, поэтому, канализировать на себя принятие даже тех решений, которые по природе своей вовсе не требовали прямого вмешательства государства и вполне могли бы быть решены на местном уровне управления (таких, как конкретный состав местного аппарата власти и уровень его материального обеспечения, разрешения на открытие производств и строительство, и т.д.).

В то же время этот избыточный, мелочный контроль за действиями региональных властей парадоксальным образом приводил и к фактическому самоуправлению территорий (и их неуправляемости со стороны государства): понимая неисполнимость многих, если не большинства, властных велений центра, региональные и местные власти переходили на путь внезаконных и бессудных распоряжений, приписок, подтасовок. В итоге возникал своеобразный информационный вакуум центра, затруднявший реальное территориальное управление.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Шаг в ХХI век
Основу производственного потенциала российской угольной промышленности второго-третьего десятилетия XXI века составят высокопроизводительные комплексно-механизированные угледобывающие предприятия. В результате завершения реструктуризации производственного потенциала отрасли количество шахт должно с ...

Белоруссия
Площадь — 207,6 тыс. км2 Население — 10,2 млн. чел. (1998 г.) ВВП - 41,3 млрд. долл. (1996 г.) ВВП на душу населения — 4,0 тыс. долл. (1996 г.) Белоруссия — небольшая по территории и численности населения страна в Восточной Европе впервые получила статус национального образования в 1919 г. как союз ...

Географическое расположение и роль в экономике страны
Красноярский край расположен между 51° и 81° с. ш. (вместе с островами) в бассейне водной системы Енисея. Самая северная точка края на материке – мыс Челюскин (77С41' с. ш.). Мыс является крайней оконечностью Азии. С севера на юг, от берегов Ледовитого океана до хребтов Западного и Восточного Саяно ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.georoot.ru