Природно-географические факторы формирования территориальных объединений
Страница 2

Информация » Географические факторы развития государства » Природно-географические факторы формирования территориальных объединений

Исторической проблемой России была и остается оторванность от морей. За исключением абсолютно незаселенного Северного Ледовитого океана России принадлежат лишь заливы (Финский залив) либо части внутренних морей (Черного и Азовского). Все это приводит к тому, что лишь считанное количество административных центров Российской Федерации (Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Магадан, Владивосток) расположено на морских берегах.

Климат также является одним из важных факторов территориального размежевания. Россия является страной по преимуществу северной, основной массив ее территории представляет собой зону рискованного земледелия. Значительную долю территории России занимают тундровые и таежные пространства. Последствием всех этих климатических факторов является меньшая, чем в остальных странах Европы, плотность населения, слабая заселенность территории, и, прежде всего, на Севере и в Сибири. Естественно поэтому, что области и края, расположенные на Европейском Севере и, особенно, в Сибири, являясь относительно малонаселенными, в то же время по площади далеко превышают среднерусские области.

Экстенсивный характер земледелия, его рискованность сыграли немалую роль в выработке в русском человеке легкости к перемене мест, стремлению к расширению пространства, чему не в последнюю очередь обязана Россия своей огромной территорией. Наличие обширных земельных резервов создавало благоприятные условия для оттока земледельческого населения из исторического центра России при увеличении нормы его эксплуатации. На всем протяжении своей истории русские люди предпочитали не бороться против угнетения, а убегать от него в труднодоступные для государства районы, откуда «выдачи нет», чем немало способствовали консервации наиболее отсталых форм эксплуатации в центральных районах. По словам известного русского юриста Н.М. Коркунова, «недовольные у нас не брались за оружие, а разбегались»http://www.terrus.ru/mono/r1/1.1.1.shtml - _ftn5#_ftn5.

Немаловажное значение во внутреннем территориальном управлении имеет и геостратегическое положение (или геополитические факторы) страны. Россия является, с одной стороны, мостом между Европой и Азией, а с другой стороны – естественным барьером между ними. Это приводит к тому, что и административные центры территорий зачастую располагаются либо по рубежам обороны («засеки») давно минувших лет (Белгород, Курск, Воронеж), либо являются пограничными городами, непосредственно связывающими Россию с соседними государствами (Хабаровск, Владивосток, Благовещенск).

Небезынтересно, что Ш. Монтескье, формулируя свою концепцию географического детерминизма (восходящую, впрочем, к Аристотелю), то есть обусловленности характера политического режима и формы правления географическими факторами, в качестве иллюстрации приводил именно пример России: по его мнению, сама обширность российской территории и суровость ее климата препятствуют складыванию демократических институтов и выборных органов власти.

Также немаловажным фактором с точки зрения интересующей нас проблемы является то, что на протяжении столетий Россия была страной, неуклонно расширявшей свои внешние рубежи, прежде всего в южном и восточном направлениях. Пользуясь выражением В.О. Ключевского, можно сказать, что «история России есть история страны, которая колонизуется»http://www.terrus.ru/mono/r1/1.1.1.shtml - _ftn6#_ftn6. Это географическое расползание, непрерывная экспансия также естественным образом приводили к появлению новых городов, административных центров, размежеванию регионов.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Рельеф
Большая часть области расположена в пределах Среднесибирского плоскогорья, в бассейнах верхних течений Ангары, Лены и Нижней Тунгуски. На юго-западе в ее пределы вклиниваются горные массивы Восточного Саяна, на востоке – Приморский и Байкальский хребты, Становое и Патомское нагорья. В состав Иркутс ...

Транспортное хозяйство региона
Автомобильный Основные автодороги региона: M2 "Крым", E 105 (протяжённость в пределах области — 152 километра, через Мценск и Орёл) Р119 Орёл — Тамбов (151 км, через Ливны и далее в Елец и Липецк) Р120 Орёл — Ефремов (158 км, через Новосиль) А141 Орёл — Витебск (57 км, через Нарышкино, и ...

Типология по функциям рекреационной деятельности
Современная типология ТРС по преобладающим функциям разработана лишь в самом общем виде и только для систем уровня «предприятие» отдыха. При этом классы, по которым распределяются действующе и проектируемые объекты, ограничены существующей номенклатурой рекреационных предприятий. Так, известны сана ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.georoot.ru