Сведения, полученные в ходе проведения собственного анкетирования
Как было отмечено выше, в результате проведенного анкетирования мы располагаем материалами лишь 15 анкет, что составляет 41,7% заданной выборочной совокупности и 20,3% генеральной совокупности. Следовательно, однозначная экстраполяция полученных данных оказывается неправомерной, но, тем не менее, некоторые из них могут дать представление об общих взглядах и оценках соотечественниками Госпрограммы и своего положения в связи с фактом участия в ней. Далее мы будем приводить числовые данные о количестве тех или иных ответов, поскольку процентное соотношение их в данном случае не показательно.
Ряд вопросов анкеты был направлен на выявление источников и качества информационного обеспечения соотечественников в странах их прежнего проживания (вопросы 1, 5). Наибольшее число из приславших заполненные анкеты – 10 человек – отметили роль СМИ в стране исхода в качестве источника получения первичной информации о факте утверждения Госпрограммы, трое в качестве такого источника указали родственников и соседей в стране своего прежнего проживания. Сведениями сети Интернет воспользовался лишь один из респондентов, что дает основание полагать, что и узнать об особенностях территорий вселения и порядка участия в Госпрограмме также могли лишь единицы из прибывших, большинство же могло получить соответствующую информацию лишь при обращении в Представительства ФМС за рубежом и другие уполномоченные органы. Качество их работы соотечественники оценивают в половине случаев как удовлетворительное, дающее минимально необходимые сведения о программе (7 человек) и хорошее, характеризующееся высоким уровнем информационного обеспечения (7 человек). Лишь один из респондентов дал негативную оценку – и случай его действительно показателен, т. к. получив свидетельство участника и приехав на территорию Калужской области он не знал категории территории вселения, рассчитывая на получение подъемных.
Вместе с тем, Госпрограммой изначально предусмотрена необходимость различных вариантов информационного обеспечения соотечественников. Оказавшийся невостребованным респондентами ресурс сети Интернет на целом ряде официальных государственных и негосударственных сайтов содержит информационный пакет Государственной программы (сайты ФМС РФ, МИД РФ, информационно-аналитического портала постсоветского пространства «Материк» и др.), а также полная информация о региональных программах, сведения о вакансиях представлены практически на всех сайтах администраций пилотных-регионов участников, в том числе, официальном сайте Администрации Калужской области, сайте Цетра занятости населения города Калуги и др. Отсутствие возможности доступа или невнимательность самих участников, таким образом, также выступают фактором ограничения информированности прибывших соотечественников.
Следующий блок вопросов связан с выявлением значимости программы для соотечественников и их мотивации к переезду (вопросы 2, 3). Интересен тот факт, что большинство опрошенных – 9 человек – настроились на переезд из страны своего прежнего проживания в любом случае, рассматривая Госпрограмму лишь в качестве подспорья (вспомним в данной связи предположение ряда авторов о том, что потенциально не готовых к возвращению в Россию соотечественников такая программа вряд ли заинтересует, а активизирует она, скорее всего, тех, кто и без заявленных привилегий миграционно мобилен, может быть, не раз приезжал в Россию в качестве трудового мигранта), двое респондентов охарактеризовали ее как равноценную альтернативу любым другим формам своего дальнейшего жизнеустройства и лишь оставшиеся четверо соотечественников отметили, что не отважились бы на переезд в Россию без наличия условий, предоставляемых Госпрограммой.
Ведущими причинами переезда стали в равной мере отмеченные неудовлетворенность условиями жизни в стране прежнего проживания и – вероятно, поэтому столь привлекательные – сообщения СМИ об устойчивом экономическом развитии России (по 10 ответов). Однако в качестве отрицательных аспектов жизни в странах исхода отмечена, по большому счету, лишь нестабильность политической ситуации, а вот о проблемах трудоустройства и невостребованности своей профессии респонденты не сообщили, хотя материалы типовых анкет свидетельствуют о том, что для многих из них такая проблема существовала и вынуждала квалифицированных работников заниматься случайными приработками. Мотив тоски по родине отмечен тремя респондентами, впрочем, для большинства респондентов Калужская область, да и Россия в ее современных границах в целом действительно не являются родиной. Таким образом, преобладающим мотивом миграции можно признать выделенное С.К. Бондыревой «стремление к лучшей доле», относящееся к группе социально-экономических причин миграции, и, в меньшей степени, стремление к безопасности.
Еще по теме:
Водные ресурсы. Почвенные ресурсы
Особенности климата благоприятствуют образованию густой речной сети. Благодаря обилию атмосферных осадков реки полноводны почти круглый год и играют большую роль в системе ирригации. В горных районах реки представляют потенциальный источник электроэнергии. Вместе с тем в регионе нередки наводнения, ...
Структура автомобилестроения
Автомобилестроение, как и любая отрасль народного хозяйства, имеет свою структуру. Рассмотрим ее. По степени загруженности ресурсов автомобилестроение может быть легким и тяжелым. Легкое автомобилестроение представлено легковыми и грузовыми автомобилями. Тяжелое автомобилестроение – это грузовые ав ...
Население
В историческое время район Среднего Прииртышья стал ареной многочисленных миграций различных народов, взаимопроникновения культур леса и степи. Коренное древнеугорское население (предки современных венгров) было вовлечено гуннами в IV-V веках н.э. в Великое переселение народов. В средневековье терр ...