С момента приезда переселенцев из Грузии прошло уже более полугода, и сегодняшние материалы СМИ, телеинтервью с местными жителями говорят уже об их позитивном отношении. Возможно, объективность этих суждений спорна, но существование самого варианта компактного расселения соотечественников (программой Калужской области не предусмотренного!) свидетельствует о попытке учета интересов мигрантов, решения потенциально конфликтной ситуации.
Не столкнувшись на настоящий момент с необходимостью решения подобных вопросов, не приходится говорить о возрастании религиозной или национальной напряженности в нашем регионе.
Следующий параметр оценки – уровень образования и профессиональная принадлежность прибывших соотечественников.
Согласно положениям региональной программы, «несмотря на наличие официально зарегистрированных безработных, область нуждается в самых разнообразных кадрах: от высококвалифицированных специалистов и управленцев до работников неквалифицированного труда». Столь разноплановые требования к потенциальным переселенцам и нашли отражение в реально сложившейся ситуации: полное и неполное среднее образование имеют 23% переселенцев трудоспособного возраста, средне-специальное и профессионально-техническое – 35% и высшее, в том числе неоконченное, - 42%. Интересен и профессиональный состав: преобладают работники сферы «промышленность и строительство» - 27% (из которых 17,2% - рабочие, 9,8% - ИТР), далее – работники сельскохозяйственной отрасли – 15%, отрасли «транспорт и автосервис», равно как и «финансовая деятельность», - по 12%. Столь же необходимые работники сферы медицины и здравоохранения – лишь 4%, образования – 7% (Данные сопоставляются с заявленными в региональной программе Калужской области показателями).
По изложенным критериям мы имели возможность оценить состав переселенцев как носителей совокупности социальных статусов. Но типовые анкеты участников Госпрограммы позволяют получить и некоторые сведения аналитического плана, косвенно свидетельствующие об их материальном положении.
Родственники в Калуге и области есть лишь у 2,1% переселенцев, таким образом, подавляющее их большинство рассчитывают либо на самостоятельные ресурсы при временном и постоянном обустройстве, либо на содействие работодателей. В частности, на получение места в общежитии или иного варианта временного размещения от работодателя претендуют 59,2% мигрантов; постоянное обустройство за счет работодателя отмечено у 9,3%. В целом же, в долговременной перспективе свыше 75% переселенцев ориентированы на самостоятельное решение жилищного вопроса за счет использования собственных средств или ипотечного кредита. Однако те варианты, которые изначально планируются людьми, как правило, не всегда оказываются жизнеспособными в реальных условиях, о чем будут свидетельствовать далее представленные материалы обработки собственных анкет и опыт непосредственного наблюдения их поведения при прибытии в регион и ознакомлении с реалиями калужской действительности.
Начало реализации Региональной программы лишь с конца октября 2007 года не дало объективной возможности выполнения запланированных масштабов переселения – вместо 3472 человек, которых готова была принять область согласно расчетам, приводимым в программе, приехало лишь 34 человека, чуть меньше 1% заявленной численности. Масштабы переселения в текущем 2008 году дают основания полагать, что здесь конечный результат будет гораздо выше – за 2 месяца уже приехали 62 человека, с учетом того, что первый месяц года – праздничный; а соотношение переселенцев по месяцам за весь период реализации программы выглядит следующим образом: 11-23-20-42 человека; и, тем не менее, представляется, что и здесь общее запланированное число переселенцев (4690 человек) вряд ли будет принято, особенно с учетом той градации по территориям вселения, которая была предложена переселенцам изначально. Сегодня ряд переселенцев остаются в городах и районах области, вступление которых в программу планировалось лишь с 2009 года, зато ни один из приехавших соотечественников не избрал территорией вселения город Ворсино, проект заселения которого относится к категории первоочередно вступающих в реализацию программы.
К числу проявивших себя на данный момент негативных фактов реализации программы можно отнести и пропуск факта судимости одного из участников при согласовании типовых анкет, что повлекло за собой отказ в предоставлении ему гражданства РФ, невозможность запланированного трудоустройства. Тщательный анализ данных документов на всех этапах работы – от согласования анкет до получения обобщающих сведений по их материалам – значимые звенья в общем процессе реализации программы, способный помочь избежать описанных выше казусов и предвидеть развитие будущей ситуации, в том числе, и в отношении обозначенных проблемных моментов – жилищного и профессионального устройства соотечественников, возможностей их социальной адаптации.
Еще по теме:
Перспективы сотрудничества Словакии с Республикой Беларусь
В настоящее время количество контактов в различных областях между Словацкой Республикой и Республикой Беларусь возрастает. Потенциал двухсторонних отношений и перспективы развития диалога между странами оцениваются достаточно высоко. В последнее время между Словакией и Беларусью было заключено неск ...
Взаимодействие атмосферы с другими геосферами
Тропосфера Атмосфера состоит из нескольких концентрических слоев, отличающихся один от другого по температурным и иным условиям. Нижняя часть атмосферы, до высоты 10-15 км, в которой сосредоточено 4/5 всей массы атмосферного воздуха, носит название тропосферы. Для нее характерно, что температура зд ...
Экологические проблемы и их решения
Экологические проблемы Москвы мало, чем отличаются от общемировых экологических проблем. Промышленные и бытовые твёрдые отходы всех городов на Земле составляет около 3 млрд. тонн в год. Москва ежегодно «производит» 8 миллионов тонн бытовых и 40 миллионов тонн промышленных отходов. Эти отходы формир ...