Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
· свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
· творческий, а значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
· эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность и т.п.;
· наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуре игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов.
В структуре игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) – область действительности; условно воспроизводятся в игре.
Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятие, темы и разделы учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока(занятия) или его части (введения, объяснения, заключения, упражнения и пр.);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок» и др.). Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в формировании различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций.
Еще по теме:
Природно-ресурсный потенциал Красноярского края
Природно-ресурсный потенциал любого региона определяется наличием природных ресурсов, их количеством, качеством, сочетанием и потребительской стоимостью. К ним относятся: земля, почва, недра, воды, ресурсы растительного и животного мира, рекреационные природные ресурсы и другие компоненты природной ...
Транспорт
Транспорт в Китае начал развиваться ускоренными темпами с 1949 года, пик развития пришёлся на 1980е годы. Строительство в КНР аэропортов, дорог и ж/д путей сильно увеличило занятость населения. Железнодорожный транспорт Китая отвечает за 24 % ж/д перевозок в мире и является одной из основных состав ...
Гипотезы о происхождении рас
Представления о происхождении рас и первичных очагах расообразования отражены в нескольких гипотезах. В соответствии с гипотезой полицентризма, или полифилии, автором которой является Ф.Вайденрайх (1947), существовало четыре очага расообразования — в Европе или Передней Азии, в Африке южнее Сахары, ...