географический экологический население
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая
По философской основе: прагматическая + приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: биогенная (по Дьюи) + социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бикевнористская.
По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН + 2) СУД.
По характеру содержания: обучающая,светская, общеобразовательная.
По типу управления: система малых групп.
По ориентационным формам: групповая, академическая + клубная.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: проблемная.
По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся.
По категории обучающихся: массовая, все категории.
Несмотря на разные точки зрения исследователей на проблемное обучение общим является то, что основными элементами проблемного обучения является создание проблемных ситуаций и решение проблем. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода [15].
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности:
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, юриста, педагога и пр.);
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы;
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставят проблемные задачи (например, с заведомо допущенными ошибками и др.).
Для реализации проблемной технологии им необходимы:
- отбор самых актуальных, сущностных задач;
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка [16].
Викторина, посвященная 350-летию
Российского Забайкалья
Брейн-ринг «Земля за Байкалом»
Цель конкурса – побудить учащихся к самостоятельным исследованиям, активизировать краеведческую работу по географии, истории, биологии, литературе.
Данная викторина состоит из следующих этапов:
а) подготовительный этап, который заключается в общей подготовке;
б) составление конкурсов, сценария;
в) подготовка оборудования, оформления, листов для жюри;
г) проведение самой викторины;
д) подведение итогов.
Участники – команды 9-х классов, состоящие из 6 человек. В каждой команде выбирается капитан.
Также необходимо определить жюри, состоящее из 3-4-х человек (как учащихся так и учителей) они записывают набранные командами очки, следят за подсказками, за очередностью ответов, засекают время для ответов, подводят итоги, награждают).
Игра идет до 3-х очков.
Перед началом игры ведущий знакомит команды с правилами. Оформление: карта Читинской области; плакаты, подготовленные учащимися на тему «Мой край родной – частица Родины любимой»; 2 настольные лампы, гонг; сувениры для награждения (грамоты, конфеты и пр.).
В конце викторины подведение итогов и награждение не только лучшей команды, но и лучшего игрока.
Вступительное слово ведущего:
«Земля за камнем – страна Даурская» - так называли первопроходцы в 17 веке край за Яблоновым хребтом. Земля за Байкалом – край с богатым историческим прошлым. 350 лет назад пришли сюда первые землепроходцы и открыли богатства нашего края, края на редкость сурового, но вместе с тем удивительного и прекрасного…
Еще по теме:
Водяной пар в атмосфере. Водяной пар в воздухе
Водяной пар непрерывно поступает в атмосферу путем испарения с водных поверхностей, с влажной почвы и путем транспирации растений, при этом в разных местах и в разное время он поступает в различных количествах. От земной поверхности он распространяется вверх, а воздушными течениями переносится из о ...
Основные угольные бассейны страны
В региональной структуре добычи угля прослеживается лидерство небольшого числа субъектов страны. К ним относятся Кемеровская область, Красноярский край, Республика Коми, Ростовская область и Республика Саха (Якутия). На их территории расположены крупнейшие угольные бассейны России. Печорский угольн ...
Значение, структура и уровень развития
Сбалансированное развитие всех звеньев АПК — необходимое условие решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Структура АПК России далека от совершенства: налицо серьезные структурные диспропорции. Одной из основных проблем, препятствующих нормальному, сбаланси ...