Теория территориально-производственных комплексов, разработанная Н.Н. Колосовским
Страница 2

Информация » Специфика основных форм регионального народнохозяйственного комплекса страны » Теория территориально-производственных комплексов, разработанная Н.Н. Колосовским

Агломерационный эффект в ТПК реализуется за счет:

- сокращения транспортных затрат;

- рационального использования местных ресурсов и возможностей маневрирования ими;

- комбинирования и кооперирования производственных связей;

- использования общей инфраструктуры.

Специфической формой пространственной организации производства являются акватерриториальные производственные комплексы (АТПК), значительный опыт формирования которых имеется в Японии, Германии, Франции. Их отличия от ТПК состоят в следующем: хозяйственная деятельность в АТПК ведется не только на суше, но и на море. Морская акватория является важным звеном экономического и транспортного взаимодействия объектов. Обязательным и важнейшим объектом АТПК является морской порт или несколько портов.

В районах с высокой концентрацией ценных природных ресурсов активно формируются ТПК. Так, например, на севере Западно-Сибирской равнины путём ускоренной разработки нефтяных, газовых и лесных ресурсов создаётся ТПК севера Западной Сибири, в составе которого нефтяные и газовые промыслы, газоперерабатывающие заводы, нефтехимические комбинаты (в Томске и Тобольске), лесопромышленные комплексы, Сургутская ГРЭС, базы строительной индустрии, система внутрипромысловых и магистральных нефтепроводов и газопроводов. В Восточной Сибири продолжается развитие Братско-Усть-Илимского ТПК, опирающегося на крупные и дешёвые гидроэнергетические ресурсы р. Ангары; комплекс образуют Братская и Усть-Илимская ГЭС, алюминиевый завод, лесозаготовительные предприятия, лесопромышленные комплексы в Братске и Усть-Илимске, предприятия строительной индустрии.

В зоне влияния БАМ сформировано несколько ТПК (Верхнеленский, Южно-Якутский, Нижнеамурский и др.).

ТПК района Курской магнитной аномалии создаётся на уникальных по запасам богатых железных рудах, благоприятных почвенно-климатических ресурсах и сложившейся инфраструктуре Центрально-чернозёмного района, Оренбургский ТПК - на ресурсах крупного газоконденсатного месторождения в Оренбургской области. Формирование Южно-Таджикского ТПК проводится на базе каскада крупных ГЭС (Нурекская, Рогунская и др.) на реке Вахш; создаются энергоёмкие производства (алюминиевый завод, электрохимический комбинат, азотнотуковый завод), в широких масштабах осуществляется ирригация и развитие аграрно-промышленных комплексов[8].

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Транспорт Нью-Йорк
К общественному транспорту Нью-Йорка относятся метро, автобусы, канатная дорога на острове Рузвельт и паром на Статен-Айленд. В отличие от других крупных городов США, общественный транспорт самый популярный способ передвижения. Так, в 2005 году 54,6 % жителей Нью-Йорка добирались до работы, использ ...

Железнодорожный транспорт
Границы и общая характеристика Московской железной дороги Адрес Московской железной дороги: 107140, Россия, г. Москва, ул. Краснопрудная, д. 20. Московская железная дорога - это 13 тысяч км развернутой длины, 8.6 тыс. Км эксплуатационной длины, которые обслуживает 92,8 тысячи человек. Столичная маг ...

Транспорт
Бельгия — страна небольшая. Магистральная сеть является одной из самых плотных в мире (сравнима с Лос-Анжелесом). В Бельгии поощряется использование поездов, с того момента как железнодорожная сеть является обширной и эффективной. Хотя страна небольшая, использование велосипеда для передвижения в н ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.georoot.ru