Возникает вопрос: откуда же возникла информация о чрезвычайно большой водоемкости российской экономики? Объяснение, на наш взгляд, может быть двояким, причем обе версии во многом переплетаются.
Во-первых, приводимые цифры понадобились не только для доказательства необходимости повсеместной экономии воды. Вполне возможно ставилась задача убедить общественность в абсолютной неэффективности отечественного водопотребления по сравнению с другими странами. А это в свою очередь должно послужить дополнительным аргументом в пользу передачи неприватизированных (полуприватизированных) к настоящему моменту элементов водохозяйственного комплекса, прежде всего городских водопроводно-канализационных объектов, в руки частных или частно-государственных предпринимателей-собственников.
Одновременно приводимые запредельные цифры могут служить доказательством необходимости резко поднять ставки платы за забираемую воду. В частности, подобный подход прослеживается в проекте Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.
Что ж, экономия воды – цель, безусловно, благая. Однако подобные средства ее достижения весьма сомнительны и в целом для страны неэффективны.
Не исключена и другая версия. Имеет место до конца не изжитое наследие конца 89-х – начала 90-х годов прошлого века, когда априори считалось, что в нашей стране в области природопользования все во много-много раз хуже, чем за рубежом. В то время с весьма высоких трибун озвучивались и не такие данные… Образно говоря, в силе был «статистический» подход Виктора Михайловича Полесова из «Двенадцати стульев» И. Ильфа и Е. Петрова: «Как же большевики будут воевать? Чем? Мне один видный коммунист говорил, что у них – ну, как вы думаете, сколько аэропланов? – Штук двести? – Не двести, а тридцать два! А у Франции восемьдесят тысяч боевых самолетов!». Однако в настоящее время подобная аргументация уже не действует.
Если говорить серьезно, то задача снижения удельной водоемкости хозяйствования в Российской Федерации требует гораздо более весомых организационных, финансово-экономических, пропагандистских и правовых усилий, значительного времени и продуманной политики в масштабах всей экономики страны.
Настоящая статья была подготовлена в июле сего года, а 20 августа состоялось заседание Правительства страны, на котором был одобрен проект Водной стратегии на период до 2020 г. Характерно, что в выступлении Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации на этом заседании прозвучали уже иные цифры, нежели приводились ранее: «Мы забираем на единицу ВВП воды в два-два с половиной раза больше, чем страны Евросоюза» («Российская газета» от 21.08.2009). Судя по всему, осознание правильности указанных цифр у разработчиков Стратегии пришло в последний момент. Однако в выступлении и тексте Водной стратегии появились не менее одиозные показатели. В частности, одним из основных контрольных заданий на 2020 г. стало «снижение водоемкости валового внутреннего продукта с 2,4 до 1,4 м3 /тыс. руб. – это водоемкость ВВП в 2007 г. в ценах данного периода (с учетом забора морской воды). В 2008 г. указанный показатель в текущих ценах был уже на уровне 1,9 м3 /тыс. руб. Получается, что одиннадцатилетнее задание было наполовину выполнено еще до принятия рассматриваемой Стратегии!
В завершение необходимо отметить, что исходя из перечисленных фактов, приводимые в начале статьи сопоставительные данные об удельной энергоемкости экономики различных стран, также как и удельных выбросах вредных веществ в атмосферу, поступлении в окружающую природную среду отходов и т.д., нуждаются в тщательной проверке. Подобные сравнения, выполненные на профессиональном уровне, должны не только адекватно характеризовать объемы ВВП по различным государствам. Требуется учитывать общие сложности построения топливно-энергетического баланса (отражение перехода энергии из одного вида в другой с исключением повторного счета, необходимость расчета по конечному потреблению, приведение разных физических измерителей энергии в сопоставимый вид и др.). Точно также следует помнить о специфике статистики окружающей природной среды в каждой стране, в частности о расхождениях в учете выбросов в воздушный бассейн по различным источникам, несовпадениях в информационно-статистическом обеспечении управления обращением отходов и о многом другом. Только при таком подходе можно обеспечить надежность и статистическую значимость итоговых результатов. В свою очередь только надежные результаты международных сопоставлений должны приниматься во внимание при формировании реальной и эффективной политики энергопотребления и природопользования в нашей стране.
До завершения квалифицированных международных сопоставлений приводимые сравнительные данные об энергоемкости и природоемкости экономики России и других стран следует считать лишь сугубо ориентировочными.
Еще по теме:
Речной транспорт
География речных путей Основные речные пути Центрального экономического района представлены такими реками, как Волга, Ока, Москва. Навигационные условия рек Естественный режим основных речных магистралей Центрального района характеризуется весенним половодьем (апрель — июнь), малой водностью в пери ...
Нефтеперерабатывающая и химическая промышленности Дании
Нефтеперерабатывающая и химическая промышленности Дании не отличаются большим разнообразием выпускаемой продукции и сложностью технологий. Большая доля в этом секторе приходится на продукты нефтепереработки. По сравнению с 1996 годом объем продаж нефтепродуктов упал на 16% и составил 11,9 млрд. кро ...
Основные этапы истории
I. Древнейшие времена и рабовладельческое общество. Китай - одна из древнейших стран мировой цивилизации, он имеет 4000-летнюю историю, зафиксированную памятниками письменности. Обнаруженные в ходе раскопок в уезде Юаньмоу (провинции Юньнань) останки питекантропа - "юань-моуского синантропа&qu ...