Экономическая оценка минерально-сырьевых ресурсов
Страница 1

Информация » Экономическая оценка минерально-сырьевых ресурсов

риск дисконт

Тема исследовательской курсовой работы «Экономическая оценка минерально-сырьевых ресурсов» по дисциплине «Экономика природопользования».

Цель данного исследования — разработка методологических подходов к совершенствованию действующей Методики определения стоимости запасов и ресурсов полезных ископаемых месторождения или участка недр, предоставляемых в пользование, на основе корректировки размера ставки дисконта (в частности, с учетом поправки на риск), определения размера предпринимательского (втом числе геологического) риска и применения ГИС-технологий путем объединения усилий специалистов по экономике и геологии.

Стоимость минерально-сырьевых ресурсов Украины, определенная в условиях плановой экономики, не отвечает требованиям рыночных отношений современной экономики. В настоящее время стоимость запасов полезных ископаемых в Украине оценена в пределах от 1,3 трлн. дол. до 21 трлн. дол Однако такие оценки вызывают сомнение, поскольку не указано, по каким методикам проводились расчеты, каков источник данных и др. (лишь месторождений полезных ископаемых в Украине насчитывается около 20 тыс.). Такая разница в расчетах объясняется тем, что специалисты используют разные данные: и балансовые запасы, и внебалансовые и др.

Кроме того, при определении стоимости запасов полезных ископаемых маловероятен учет затрат на их добычу (например, отечественную угольную отрасль субсидируют, что вообще исключает прибыль).

Цены на минеральное сырье очень колеблются (даже до 60% в месяц: например, в феврале 2011 г. стоимость железорудного сырья на спотовом рынке составила 199, в марте 2012 г. — 145, в сентябре 2012 г. — 89, а в ноябре 2012 г. — 120 дол.), и определенная сегодня стоимость запасов полезных ископаемых уже не будет приемлема завтра.

Наше государство, богатое минерально-сырьевыми ресурсами, теряет значительную сумму денежных средств, тогда как недропользователи обогащаются: в 2012 г. за добычу железной руды в бюджет поступало лишь 3,64 грн./т, а недропользователи продавали 1 т этого сырья по цене от 720 до 1160 грн./т (тогда как себестоимость его добычи колеблется на уровне 320 грн./т). Кроме того, большая часть железорудного сырья идет на экспорт (его ежегодный экспорт из Украины достигает 34,2 млн. т), а государство еще и возмещает его экспортерам НДС. Присваивают горную ренту и импортеры, покупающие украинскую железную руду по заниженным ценам.

Это свидетельствует о неопределенности действительной стоимости минерально-сырьевых ресурсов и несовершенстве Налогового кодекса Украины.

Как следствие, не обеспечивается конституционное право граждан нашего государства на часть горной ренты от реализации полезных ископаемых, которые, по Конституции Украины, принадлежат им. В мае 2012 г. в Налоговый кодекс Украины были внесены изменения, предусматривающие установление ставок платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в % от стоимости добытых полезных ископаемых (для подавляющего большинства их видов, кроме подземных вод, рапы и лечебных грязей, ставки платы для которых устанавливаются за единицу объема добытых полезных ископаемых), но это не решило проблемы, поскольку такие платежи также не являются рентными.

В странах с развитой нефтегазодобывающей промышленностью и усовершенствованной нормативно-правовой базой предприятия по добыче углеводородов платят государству до 80% прибыли. Определенная часть этих денежных средств идет на выплату дивидендов каждому их гражданину. Так, каждый совершеннолетний житель штата Аляска (США) ежегодно получает чеки на определенную сумму (например, в 1990 г. — на 952 дол., в 1996 г. - на 1130 дол., в 2000 г. - на 2000 дол., а в 2012 г. — несколько меньше — на 878 дол.). Численность населения штата постоянно растет: если в 1990 г. там проживало 550 тыс. чел., в 2000 г. — 585,9 тыс., то в 2012 г. — 731,5 тыс. чел.

Долгосрочной целью государственной политики в Норвегии является превращение страны в государство-рантье, чтобы обеспечить будущим поколениям возможность воспользоваться преимуществом, связанным с нынешними нефтяными богатствами страны.

Вопрос о разработке и использовании дифференцированного подхода к оценке запасов и перспективных ресурсов минератьного сырья поднимается в разделе II Общегосударственной программы развития минерально-сырьевой базы Украины на период до 2030 года. В 2012 г. в Украине соответствующие платежи дифференцировали лишь по глубине добычи (для нефти и газа — до 5000 м и свыше 5000 м), тогда как за рубежом существуют многовариантные системы дифференциации платежей за пользование недрами, что позволяет усиливать или ослаблять налоговый пресс для недропользователей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Лёгкая промышленность Германии
Лёгкая промышленность, как и другие отрасли промышленности Германии, высокоразвита, хотя сейчас значительно сократился рынок сбыта, поэтому темпы роста значительно снизились. Страна вынуждена ввозить ткани и обувь в большом количестве. Продукция старинных текстильных районов и центров вокруг Рура ( ...

Земельные и минеральные ресурсы
ТАБЛИЦА ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Чехия Польша Беларусь Общая площадь (тыс. км. кв.) 78,866 312,685 207,600 Сухопутная граница (км.) 2290,2 3056 2900 Выход к морю (береговая линия) нет есть (491 км) нет Пахотные земли (2005) 38,82% 40,25% 26,77% Посевные земли (2005) 3% 1% 0,6% Орошаемые земли (км. кв.) (2 ...

Водные ресурсы. Почвенные ресурсы
Особенности климата благоприятствуют образованию густой речной сети. Благодаря обилию атмосферных осадков реки полноводны почти круглый год и играют большую роль в системе ирригации. В горных районах реки представляют потенциальный источник электроэнергии. Вместе с тем в регионе нередки наводнения, ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.georoot.ru